Восстание во франции в 19 веке. Постреволюционная Франция в начале XIX века. Наполеон Бонапарт. Рабочее и социалистическое движение

Франция в конце XIX века

Утверждение Третьей республики. Политическая обстановка во Франции после падения Коммуны характеризовалась не только жестоким террором по отношению к коммунарам, но и усилением реакции по всем направлениям. Во многих департаментах было введено осадное положение.

В августе 1871 г. начался роспуск Национальной гвардии, а в 1872 г. был принят закон, который восстанавливал постоянную армию, основанную на всеобщей воинской повинности (по прусскому образцу). В основном в старом виде воссоздавалась и полицейская система. С лета 1871 г. вновь стали заявлять о своих претензиях на престол члены монархических династий. Благодаря прямой поддержке правительства усилилось влияние католической церкви.

Политическая реакция взяла в свои руки и решение конституционных вопросов. Законом 31 августа 1871 г. вопреки протестам республиканцев Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам и откровенным консерваторам, присвоило себе учредительные функции. Лишь сложная обстановка в стране вынудила собрание в качестве временной меры наделить Тьера как главу исполнительной власти титулом «президент Республики».

Фактически в это время Франция представляла собой «республику без республиканцев», ибо первые президенты (Тьер, а затем сменивший его в 1873 г. Мак-Магон) были убежденными монархистами. Все основные министерства находились в руках противников республики. Сам термин «республика» почти перестал употребляться в официальных государственных документах.

Осуществляя в первые годы государственное руководство в Третьей республике, монархисты, однако, не смогли на этот раз сокрушить республиканский строй. Этому помешали как внутренние разногласия в самом лагере монархистов, так и прежде всего изменения в политическом сознании французского общества. Даже убежденные консерваторы не могли более не считаться с укрепившимися республиканскими настроениями широких слоев населения. Республиканская форма правления открывала наибольшие возможности для укрепления разорванных при предшествующих режимах связей государства с гражданским обществом, для усиления влияния различных фракций буржуазии на политическую жизнь.

Именно в таких условиях в 1875 г. Учредительное собр ание приняло конституцию Третьей республики, где в своего рода анонимной форме (простым упоминанием «президента Республики») санкционировался и утверждался республиканский строй. Правда, не считаясь с изменившейся расстановкой политических сил, президент Мак-Магон предпринял в 1877 г. неудачную попытку государственного переворота. Она закончилась окончательным падением престижа монархистов, и в 1884 г. была принята конституционная поправка, гласившая, что «республиканская форма правления не может быть предметом пересмотра».

Конституционные законы 1875 г. Конституция Третьей республики, разработанная консерваторами, заметно отступала от сложившихся ранее общих стереотипов французского конституционализма.

В ней не было Декларации или вводной части, содержавшей изложение принципов государственной власти, перечня прав и свобод граждан. Конституция полностью была посвящена организации высших государственных учреждений. Она не представляла собой единого документа, а складывалась из трех органических законов: Закона 24 февраля 1875 г. об организации Сената, Закона 25 февраля 1875 г. об организации государственной власти, Закона 16 июля 1875 г. об отношениях между государственными властями. Эти законы отличались необычайной краткостью (насчитывали всего 34 статьи), а поэтому многие вопросы конституционного устройства республики оставались неразработанными и решались в последующем с помощью текущего законодательства. Предусмотренная конституцией государственная организация Третьей республики, основанная на принципах парламентаризма и либерализма, отразила ряд серьезных уступок консерваторам. Учредительное собрание, которое всего лишь большинством в один голос подтвердило республиканский строй, стремилось создать систему государственных органов, напоминающих монархию. Именно поэтому избираемый на 7 лет и имеющий право переизбрания президент Республики наделялся многими прерогативами, которые к этому времени уже утерял английский король. Президент имел право законодательной инициативы, промульгировал законы и следил за их исполнением. Он мог отсрочить заседания парламента, распустить нижнюю палату (с согласия верхней). Президент руководил вооруженными силами, назначал на все гражданские и военные должности, имел право помилования. При президенте как главе государства аккредитовывались иностранные дипломаты. За свои действия президент не нес политической ответственности, его декреты подлежали контрасигнации одного из министров.

Влияние консерваторов нашло свое отражение и в организации законодательной власти. Последняя осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоящим из 75 пожизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет.

Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею.

Конституция, таким образом, отводила Сенату, состав которого, естественно, был более консервативным, роль тормоза на пути радикального законодательства. Конституционная поправка 1884 г. ликвидировала институт пожизненных сенаторов, но назначенные ранее сенаторы сохраняли свой пост до конца жизни (вплоть до первой мировой войны).

Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На общее собрание, именуемое Национальным собранием, они созывались лишь в случае избрания президента или пересмотра конституции.

Конституция 1875 г. предусмотрела создание Совета министров, правовой статус которого не был детально разработан. Но принципиальное значение имело положение о том, что «министры солидарно ответственны перед палатами за общую политику правительства и индивидуально - за их личные действия». Таким образом закреплялся институт парламентской ответственности правительства, который придавал ему самостоятельность по отношению к президенту. Последний не был главой правительства, а лишь назначал председателя Совета министров из числа лиц, пользующихся поддержкой большинства депутатов. Если пост президента Республики был вакантным, Совет министров осуществлял всю полноту исполнительной власти.

Конституционные законы не регламентировали организацию и порядок проведения выборов. Специальным законодательством было подтверждено всеобщее мужское избирательное право (с 21 года), но в выборах не принимали участие женщины, военнослужащие, основная часть населения колоний, лица, проживающие в избирательном округе менее 6 месяцев. Из 40 млн. французов избирательным правом пользовались 12 млн. В еще большей степени несовершенство избирательной системы проявилось в самой организации выборов, которые проводились по мажоритарной системе с голосованием в 2 тура. В первом туре считался избранным лишь тот кандидат, который набирал более 50% голосов избирателей в округе. Поскольку, как правило, ни один из кандидатов не получал абсолютного большинства голосов, проводился второй тур голосования. На этот раз избранным считался кандидат, получивший относительное (по сравнению с другими кандидатами) большинство голосов. Избрание депутата относительным большинством голосов означало, что против него выступило подавляющее большинство избирателей округа. Такая система явно искажала волеизъявление населения и, по выражению Гамбетты, лидера «умеренных республиканцев», представляла собой «вдребезги разбитое зеркало, в котором Франция едва может узнать себя».

Эволюция французского парламентаризма. Созданный в соответствии с Конституцией 1875 г. государственный строй Третьей республики претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием самого французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил, в которой последние постепенно, шаг за шагом, укрепляли свои позиции.

Традиционный для Франции разброс политических убеждений и интересов, наличие многочисленной прослойки мелких и средних предпринимателей, стремившихся к самостоятельному участию в политической жизни Третьей республики, отсутствие уже сложившихся политических партий, которые и не могли появиться во Франции в XIX в. при антидемократических режимах, предопределили возникновение достаточно пестрой многопартийной системы. С политической арены окончательно сошли монархические группировки, но на их месте возникло множество разновидностей республиканских партий («умеренные» республиканцы, республиканская левая и т.д.). К концу XIX в. влиятельной партией стали радикалы. Большинство политических партий Третьей республики в организационном отношении были аморфными, часто разваливались, перегруппировывались, существовали лишь как парламентские фракции- Истинные цели большинства этих партий и их руководителей, как правило, были скрыты за политической игрой в республиканизм, за броскими лозунгами и социальной демагогией. Рядовым избирателям было трудно разобраться в нагромождении политических партий и в той ожесточенной борьбе, которая велась за власть различными партийными группировками.

В конце 70-х гг., оправившись от жестоких репрессий, на путь создания собственной политической партии встали и социалистические силы Франции. Этот путь был непростым из-за серьезных политических разногласий в самом лагере социалистических сил и в руководстве партии. Разногласия привели партию к расколу, который был преодолен только в 1905 г. Само появление оппозиционных государственному строю политических организаций, в которых активную роль играл рабочий класс, влияющий на ход избирательных кампаний, внесло новый элемент в политическую систему Франции, повлекло за собой ее реформирование и демократизацию.

Основные изменения в государственном строе Третьей республики в конце XIX в. происходили не путем принятия конституционных законов, а в самой практике деятельности государственных органов. Суть этих изменений заключалась в определенной демократизации системы парламентаризма с целью придания ей социальной маневренности и гибкости, приспособляемости к более сложным и завуалированным механизмам политического властвования.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось прежде всего в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. (с Ж. Греви) президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.). Формально президент назначал и увольнял министров, но парламентская ответственность правительства фактически выводила Совет министров из-под контроля президента.

Конфликт Палаты депутатов и президента Греви в 1887 г. создал обстановку, когда президент оказался неспособным сформировать правительство и был вынужден сам уйти в отставку. Во избежание подобных конфликтов на будущее по молчаливому согласию основных политических партий на пост президента стали подбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели (Дешанель, Думерг и т.п.). Официальные конституционные полномочия президента оставались своего рода политическим резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки.

Так, во время первой мировой войны, потребовавшей максимальной централизации государственной власти, президент Пуанкаре вновь стал активной фигурой в политической жизни Франции.

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. Внешне парламентаризм и депутатские свободы достигли тогда своего апогея. Однако постепенно, по мере ужесточения внутри-парламентской партийной борьбы, внутренний регламент Палаты депутатов предусматривал все большие ограничения свободы прений. Председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т.д. Создавалась система комиссий палаты и Сената, куда нередко переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

Одним из внешних признаков кажущегося «всесилия» парламента в период Третьей республики были частые правительственные кризисы, заканчивающиеся отставкой Совета министров. Это объяснялось тем, что при множественности партийных группировок в парламенте ни одна из них не обладала абсолютным большинством голосов, позволяющим ей сформировать однопартийное правительство.

Совет министров образовывался каждый раз в результате сложных парламентских комбинаций и блоков, в результате чего его положение не могло быть стабильным и прочным. Были случаи, когда правительство Третьей республики могло удержаться у власти всего лишь несколько недель или даже один день.

Как правило, очередной правительственный кризис влек за собой лишь частичные перестановки министров, так называемое «подштукатуривание кабинета». Ряд политических деятелей при частой смене кабинетов продолжали оставаться в составе правительства, превратившись в его завсегдатаев (Вальдек-Руссо, Комб, Клемансо и др.).

Таким образом, правительственная власть практически приобретала все большую самостоятельность по отношению к парламенту. Кроме того, постоянные смены и перестановки министров не затрагивали основ деятельности государственного административного аппарата, где существовал постоянный штат назначаемых или избираемых по конкурсу и не зависящих от смены правительства чиновников, формирующих на деле официальную политику правящих кругов. В период Третьей республики образовывались новые министерства (например, министерство колоний), увеличился контингент чиновников, который превышал уже 800 тыс. человек.

Немаловажную роль в системе органов Третьей республики играл Государственный совет, члены которого назначались президентом с согласия Совета министров. Хотя Государственный совет представлял собой совещательное учреждение по законодательным и административным делам, он обладал заметным политическим весом. Совет сохранил за собой важные функции административной юстиции - рассматривал жалобы на высших государственных чиновников и апелляции на решения низших административных судов (советов префектур в департаментах).

Бюрократическая централизация управления в Третьей республике нашла свое выражение и в усилившемся подчинении местных органов правительственной власти. Во главе администрации департамента стоял префект, назначаемый президентом, но практически подбираемый министром внутренних дел и подчиненный последнему. Выборные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопросами чисто местного значения (строительством школ, дорог и т.п.), фактически находились в зависимости от префекта, а через него - и от центральной власти. Генеральные советы не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помощью к префекту. Аналогичные отношения складывались между окружными советами и подчиненными префекту представителями центральной власти в округах - супрефектами. В кантонах вообще не было органов местного самоуправления, а центральную администрацию представляли специализированные чиновничьи службы (сборщики налогов, мировой судья, нотариусы и т.д.).

Низшей единицей местного самоуправления были коммуны или общины, где избирался муниципальный совет. С 1883 г. муниципальные советы получили право избирать своего главу - мэра. Однако и он сохранял двойственное положение, являясь одновременно представителем правительства и главой местной исполнительной власти. Центральная администрация часто использовала право отстранения мэров от должности и роспуска муниципальных советов.

Правящие круги Третьей республики, напуганные Парижской коммуной, установили особую систему муниципального управления для Парижа, а также для крупнейших рабочих центров - Лиона и Марселя. Столица была лишена права иметь своего мэра. Исполнительная власть в Париже была сосредоточена в руках префекта полиции и префекта департамента Сены. Префект полиции не только отвечал перед правительством за поддержание порядка в Париже и несение полицейской службы, но и осуществлял постоянное вмешательство в дела муниципалитета, вплоть до разработки муниципального бюджета.

Становление колониальной империи. Возникновение первых колоний относится еще к эпохе абсолютизма, когда Франция захватила ряд владений в Северной Америке (Канада, Луизиана), в Вест-Индии (Гваделупа, Мартиника и др.) и в Индии.

В XVII-XVIII вв. колониальная экспансия Франции натолкнулась на возросшее морское могущество Голландии и Англии, значительно раньше вступивших на путь капиталистического развития. В результате военных поражений во второй половине XVIII в. Франция потеряла значительную часть своих колоний, в том числе Канаду.

Французская революция XVIII в. открыла новый этап в истории колониальной политики Франции. Однако предпринятые Наполеоном 1 попытки установить мировое господство не увенчались успехом. С разгромом флота Франция временно лишилась практически всех своих даже старых заморских территорий. В период Реставрации остатки колониальной империи, которые впоследствии получили название «старые колонии» (Мартиника, Гваделупа, Реюньон и др.) были возвращены королевской власти, но французские буржуазные круги требовали новых колониальных захватов. В 1830 г. началась длительная колониальная война в Алжире, которая в силу упорного сопротивления коренного арабского населения не закончилась и к концу XIX в.

К середине XIX в. были захвачены ряд территорий в Западной Африке (Сенегал, Гвинея) и в Океании. В период Второй империи была захвачена Новая Каледония, а в Индокитае - Кохинхина и Камбоджа.

По мере территориального роста империи и смены государственного режима в самой Франции устанавливались основные принципы отношений метрополии и колоний. Так, якобинская Конституция рассматривала колонии как составную часть неделимой Французской республики, в пределах которой должно действовать единое конституционное право. В связи с этим якобинский Конвент, воодушевленный идеями естественных прав человека, отменил рабство в колониях, которое было узаконено в Конституции 1791 г. Было предусмотрено участие населения колоний в выборах в Законодательное собрание Франции.

Установление авторитарного режима Бонапарта имело своим результатом принципиальное изменение связей Французского государства и его колоний. Конституция 1799 г. указала, что «строй французских колоний определяется специальными законами» (ст. 91). Таким образом, создавалась конституционная база для восстановления рабства в колониях, а само управление строилось на строго централизованной и командной основе. Оно осуществлялось генерал-капитанами, колониальными префектами, комиссарами юстиции и другими чиновниками, назначаемыми из Франции.

В период легитимной и июльской монархии в системе колониального управления произошли изменения главным образом в названиях колониальных чиновников. Конституция 1848 г., вновь отменившая рабство в колониях, провозгласила принцип интеграции метрополии и колоний в единую французскую государственность. В ней вновь подчеркивалось, что колонии являются частью французской территории и подлежат действию конституционного права Франции.

Окончательно система колониального управлений оформилась лишь во времена Третьей республики, правящие круги которой приняли самое активное участие в колониальном разделе мира, закончившемся в основном к началу XX в. После захвата огромных территорий в Африке, в Индокитае и т.д. французская колониальная империя стала по своим размерам и численности населения второй в мире.

Управление колониями. С расширением колониальных владений увеличивался построенный на командно-бюрократической основе центральный и местный аппарат колониального управления, во главе которого с 1894 г. было поставлено специальное министерство колоний. Система управления в отдельных колониях стала определяться их правовым статусом.

Исторически в особую группу выделились так называемые старые колонии (Гвиана, Мартиника, Гваделупа, Сенегал, Реюньон, Кохинхина), в которых, как и в Алжире, французское правительство проводило политику насильственной ассимиляции. Оно рассматривало их территорию как составную часть самой Франции. В старых колониях действовало законодательство метрополии, создавались «полноправные коммуны» и суды, входившие в общую административно-судебную систему Франции. Верхи населения этих колоний участвовали в выборах во французский парламент.

В 70-х гг. была проведена реформа управления в Алжире, который по французскому образцу был поделен (за исключением районов, где сохранялся военный режим) на департаменты и округа, возглавляемые префектами и су-префектами. Общее руководство администрацией в Алжире осуществлял генерал-губернатор, подчинявшийся министру внутренних дел. Верхушка арабского населения допускалась в так называемые высший правительственный совет и финансовые делегации, принимавшие участие в разработке бюджета для Алжира.

В остальных колониях Франции (так называемых аннексированных территориях, или новых колониях) система управления была лишена даже внешних признаков демократизма и всяких форм представительства. Колонии управлялись губернаторами, сосредоточившими в своих руках военную и гражданскую власть. В ряде случаев несколько колоний объединялись в генерал-губернаторство. Так, губернатор Сенегала считался генерал-губернатором Западной

Африки. В 1904 г. было оформлено объединение Сенегала, Гвинеи, Берега Слоновой Кости, Дагомеи, Судана, Верхней Вольты, Мавритании и Нигера во Французскую Западную Африку под управлением особого генерал-губернатора. В 1910 г. с объединением Габона, Французского Конго, Убанги-Шари и Чада образовалось генерал-губернаторство Французская Экваториальная Африка.

Новые колонии распадались на более мелкие административно-территориальные единицы - округа, во главе которых стояли чиновники из метрополии. В низшие звенья администрации колонизаторы нередко назначали представителей местной религиозной и племенной знати (вождей), которые помогали им поддерживать порядок и обеспечивать выполнение повинностей населением колоний. Таким образом, в этих колониях действовала система так называемого прямого колониального управления (в отличие от английской системы косвенного колониального управления).

В Третьей республике к концу XIX в. в отношениях «метрополия - колонии» более широкое распространение получили протектораты (Марокко, Тунис и др.). Сохранение и протекторатах традиционной феодальной или племенной системы управления (во главе с султанами, беями) позволяло колонизаторам привлечь на свою сторону местную традиционную правящую верхушку и использовать ее влияние для укрепления своего господства. Кроме того, создавая систему протекторатов, французское правительство несло меньшие расходы по содержанию колониального управленческого аппарата. Во всех протекторатах деятельность традиционных властей ставилась под полный контроль особых французских чиновников (генеральных резидентов, верховных комиссаров).

Бюрократический стиль управления колониями имел результатом и жесткую регламентацию правового статуса их жителей. В колониальных владениях Франции местное население делилось на три неравные по численности и по правовому положению группы. Первую, самую немногочисленную, составляли «французские граждане», уроженцы метрополии и самих колоний. Из них формировалась верхушка колониального общества, им принадлежала основная масса земель колонизационного фонда.

Во вторую группу входили «развивающиеся именитые жители» колоний. Поскольку они находились в сфере действия местного обычного права (в мусульманских странах - шариата), на них не распространялись привилегии, связанные с французским гражданством, но их традиционные личные и имущественные права признавались французской администрацией.

Третья группа, к которой принадлежало абсолютное большинство населения колоний, состояла из «французских подданных». Колониальные власти исходили из того, что эта группа населения колоний была еще «не подготовлена» для получения французского гражданства. Имущественные и личные права «подданных» не гарантировались, а практически открыто попирались колонизаторами.

Коренное население колоний во многом зависело от произвола колониальной администрации. Декретом президента Франции 1887 г. окружные колониальные власти получили право без суда и следствия подвергать заключению лиц, не имеющих французского гражданства, на срок до двух недель и налагать на них штраф до 100 франков. Губернаторы имели право заключать в тюрьму «подозрительных лиц» без ограничения срока и производить секвестр их имущества. «Подозрительным» мог быть объявлен любой подданный, который отказывался «добровольно» уступить за бесценок свою землю колониальным властям, бесплатно выполнять тяжелые строительные повинности и т.д.

Но, разумеется, деятельность метрополии не сводилась лишь к принуждению и к репрессивным мерам. Колониальная администрация в период Третьей республики осуществляла, хотя еще и в незначительной степени, общецивилизационную миссию: организацию образования, оказание помощи голодающим, борьбу с тропическими болезнями и т.д.

Литература

  • 1. Крешимбене Симона. Франция. - М.: АСТ, 2003.
  • 2. Крылов Дмитрий, Бетаки Василий, Кассел Елена, Великсон Борис. Франция. - М.: Эксмо, 2008.
  • 3. Бурыгин С.М., Непомнящий Н.Н., Шейко Н.И. Замки Франции. Путешествие в глубь истории. - М.: Вече, 2008.
  • 4. Василенко И.А. Административно-государственное управление в странах запада: США, Великобритания, Франция, Германия. - М.: Логос, 2001.

Тип буржуазного честолюбца формулировался во Франции в годы реставрации и Июльской монархии.

После разгрома армии Наполеона в битве при Ватерлоо на трон вернулся Людовик 18, с которым во Францию хлынули тысячи эмигрантов – дворян, стремившихся к расправе со своими противниками. Эмигранты требовали восстановления феодальных привилегий и утраченных поместий.

Реставрация Бурбонов не привела к восстановлению дореволюционных порядков во Франции. Решения Венского конгресса обязывали Людовика 18 ввести в стране конституцию и не посягать на основы общественного строя, утвердившегося в период революции и Империи Наполеона. Победители понимали, что возврат к старому может вызвать новый революционный взрыв.

Новая конституция, получившая название «Хартия 1814г.», установила во Франции конституционно-монархический режим. Она ограничивала власть короля законодательным корпусом из двух палат: аристократической верхней палаты пэров, назначавшихся королём, и нижней палаты, выбиравшейся на основе высокого возрастного и имущественного ценза.

Господствующие положение во Франции заняли крупные землевладельцы, главным образом из дворян, делившие власть с узкой верхушкой буржуазии. Это был шаг к созданию буржуазной монархии, к гражданскому миру.

Людовик 18 скончался в 1824г. Он был бездетен, и корону Франции под именем Карла 10 унаследовал его младший брат граф д’Артуа. С каждым годом Карл 10 всё более возвращался к методам старого порядка. Он предпринял меры, ущемлявшие интересы широких слоёв общества, в том числе и правящей верхушки. Всё это привело к политическому кризису.

В этой обстановке Карл 10 решился на государственный переворот, подписав 4 Указа, нарушавших Конституцию. Палата депутатов распускалась, избирательное право предоставлялось только крупным землевладельцам, отменялась свобода печати, и для издания газет вводилась система предварительных разрешений.

Наследующий день в одной из газет был опубликован протест, составленный представителями буржуазии: « Действия правового порядка прервано, начался режим насилия. Правительство нарушило законность и тем самым освободило нас от обязанности повиноваться».

Вечером 26 июля произошли манифестации в Пале-Рояле. Раздались крики: «Да здравствует хартия! Долой министров!». Рабочие, ремесленники, мелкие лавочники, студенчество вступили в бой с правительственными войсками. Утром 28 июля повстанцы заняли арсенал, ратушу, собор Парижской Богоматери, на башнях развевались 3-х цветные знамёна.

29 июля восставшие с боем взяли королевский дворец Тюильри. Революция победила в течение трёх дней. Карл 10 подписал отречение от престола и бежал в Англию.

9 августа 1830 года Луи Филипп Орлеанский был провозглашён королём французов. К власти пришла возникшая во время реставрации Бурбонов либеральная оппозиция во главе с банкиром Лафитом, Тьером и Гизо. В основном это была «финансовая аристократия» - банкиры, биржевые «короли», владельцы шахт, рудников, лесов, земель. Новый король Луи Филипп, крупнейший лесовладелец и финансист, не случайно назывался «король- буржуа».

Во вновь принятой конституции указывалось, что король правит по приглашению народа. Члены палаты пэров должны были теперь избираться, как и члены нижний палаты. Провозглашалась свобода слова, печати, собраний, были снижены возрастной и имущественный цензы.

Изменения, внесённые в политическую жизнь страны Июльской монархией, уменьшили власть короля и упрочили парламентский строй. Считаясь с желаниями буржуазии, почитающей Вольтера, монархия отказалась от мысли о государственной религии.

Июльская революция 1830 года положила начало лишь новому периоду гражданских распрей, принимавших форму заговоров.

Бедственное положение кварталов, в которых сосредотачивалось население наиболее промышленно развитых городов Франции - Лилля, Руана, Амьена др., не раз отмечалось современниками.

Самыми тяжёлыми были 30-40-е г.г., когда нищета среди наёмных работников стала ужасающей. Идея восстания жила в сознании рабочих. Рабочий поэт Берто писал:

В апреле 1834 года лионские ткачи вновь поднялись на борьбу. На этот раз над баррикадами развевались красные знамёна, и рабочие требовали не только работы, но установление республики.

Партия умеренных либералов выдвигала требования избирательной реформы, которая допустила бы к управлению страной среднюю промышленную буржуазию. Популярен был лозунг: « Реформа во избежание революции!».

В ночь с 21 на 22 февраля правительство расклеило воззвание, запрещавшее манифестации, шествия и любые сборища. Но утром парижане стали собираться в толпы. Толпа запела «Марсельезу» и двинулась к дворцу Бурбонов. Вечером начались первые вооружённые схватки.

Восставшие захватили Тюильри, королевский трон вытащили на площадь Бастилии и сожгли. Вооруженное восстание привело к победе революции. Июльская монархия была свергнута.

Республику признали духовенство и буржуазия. Временное правительство отменило дворянские титулы, издавало декреты о свободе печати, политических собраний, праве для всех граждан вступать в национальную гвардию. Во Франции установился наиболее либеральный политический режим в Европе.

25 февраля был принят декрет о праве на труд. Временное правительство создало «Правительственную комиссию для трудящихся», которая должна была выработать конкретные меры для улучшения их положения.

Увидев в июньском восстании «призрак коммунизма», буржуазия стала стремиться к установлению сильной власти. На президентских выборах в 1848 году Луи Наполеон Бонапарт, племянник Наполеона 1, благодаря поддержки крестьян получил большинство голосов и стал президентом Франции.

Режим, установленный после революции 1848 года, получил название Второй республики. Политическая власть находилась в руках «партии порядка», проводившей консервативную политику.

Французы лишились многих демократических завоеваний: над школой установили контроль церкви, ограничили свободу печати, собраний и объединений, избирательное право. Президент Луи- Наполеон, поддерживаемый крупной буржуазии, получил широкие полномочия. Он был очень честолюбив и мечтал о троне.

Не ограничиваясь выбором современной темы, Бальзак выражает в романе «Шагреневая кожа» и своё отношение к новому политическому режиму, даёт этому режиму оценку, причём оценку отрицательную. Показательно уже то, что власть именуется в романе «правительственным балаганом», отечество - «столицы, где идеи поступают в обмен и продажу». Но дело не только в этом. Правительство Июльской монархии объявляется чуждым большинством населения страны, то есть народу. Банкир Тайфер издевается над основным тезисом конституции Июльской монархии, который гласит, что «французы равны перед законом». Он цинично утверждает, что законы подчиняются не нации, а « миллионерам». «Для миллионеров нет ни эшафотов, ни палачей». Приятель Рафаэля, убеждающий его стать главным редактором новой газеты, говорит ему, что правительство, предпринявшее издание этой газеты, «почувствовало необходимость дурачить добрый французский народ новыми словами и старыми идеями». Правительство Луи- Филиппа рассматривается здесь как сила, действующая против народа, использующая против него «старые идеи» и только прикрывающая их «новыми словами». Правительство характеризуется тем же приятелем Рафаэля, как банкирская и адвокатская аристократия, сделавшая родину своей специальностью, как некогда священники - монархию. Приятель Рафаэля утверждает ещё, что после июльских дней «бюджет переехал в другой квартал» - из Сен - Жерменского предместья, в котором преимущественно проживало дворянство, на Шоссе д Антенн, где жили банкиры. К этому «переезду бюджета», к переходу его из рук дворян- помещиков в руки финансовой буржуазии и сводятся, по мысли рафаэлевского приятеля, политические результаты июльской революции. Бальзак, впрочем, резко отделяет результаты революционного переворота, захват власти финансовой аристократией, от содержания этого переворота, крушения монархии Бурбонов, произведённого руками народа. Приятель Рафаэля недаром здесь же называет павшую монархию Бурбонов «особой дурного поведения» и говорит о «позорной монархии, свергнутой народным героизмом». Пользуясь высказываниями приятеля Рафаэля, политического циника и скептика, а также мнениями идеолога июльской монархии банкира Тайфера, Бальзак категорически отмежевывается от буржуазной точки зрения на совершившиеся в июле 1830 года перемены. Он не принимает, как свидетельствует оценка режима Реставрации в романе, и оппозицию против правительства Июльской монархии справа, оппозицию легитимистов. Он приближается здесь, как и в очерках 1831-1832 годов, к точке зрения левых республиканцев, выступающих против новой власти с позиций народных масс и рассматривающих только что прои

Определение 1

Франция – это крупнейшее государство Западной Европы, наряду с Германией, Австрией и Англией.

В 19 столетии история Франции развивалась под влиянием революции 1789-1799 годов. Однако в течение столетия страна пережила еще несколько революций и ряд глубоких социальных и политических потрясений. Во Франции неоднократно менялась форма государственного устройства.

Режим Консульства установился во Франции в результате переворота, который был проведен генералом Бонапартом 9 сентября 1799 года. Это событие подвело черту под десятилетним революционным периодом.

Особенности политической истории Франции

На принципе строгого административного централизма был построен режим, что опирался на армию, бюрократию, церковь и полицию. После этого утверждалось областное и местное самоуправление. Наполеон Бонапарт в 1802 года был провозглашен консулом пожизненно, а уже в 1804 году – объявил себя императором Наполеоном I. В связи с этим во Франции установлен режим первой империи, что повлекло за собой изменение революционного законодательства.

В 1804-1811 годах принимаются следующие законодательные документы:

  • Гражданский кодекс (кодекс Наполеона);
  • Коммерческий кодекс;
  • Уголовный кодекс.

Эти кодексы закрепили перераспределение собственности в пользу буржуазии и крестьянства юридически. Экономика Франции получила существенное развитие в результате проведения государственных субсидий в промышленность и политики протекционизма.

Внешнеполитическая деятельность Первой империи характеризовалась борьбой за установление гегемонии в Европе и Франции в колониях и на морях. Это повлекло за собой непрерывные наполеоновские войны, которые принесли масштабные человеческие потери, и значительно подорвало экономическое положение Франции.

В 1812 году в ходе проведения Отечественной войны было подорвано могущество наполеоновской Франции, а в 1814 году – привело к краху Первой империи. В 1814 году во Франции восстановлена монархия Бурбонов при поддержке государств-победителей: России, Австрии, Англии и Пруссии.

Под давлением российского императора Александра I Людовик XVIII подписал Конституционную хартию 4 июня 1814 года. Это значительно ограничивало королевскую власть. Намерение вернуть бывшим эмигрантам-монархистам земли, что были распроданы в ходе революции, и белый террор, который начался в стране, помогли Наполеону восстановить его власть.

18 июня 1815 года в битве при Ватерлоо произошло окончательное поражение Наполеона против войск 7-й европейской коалиции. Благодаря этому к власти вернулись Бурбоны.

Экономическое развитие Франции XIX столетия

Замечание 1

Парижский мир 1815 года позволил вернуть Франции прежние границы. Французская держава отходила от поражений и наполеоновских войн на протяжении 15 лет. Экономическое развитие страны, которое оставалось преимущественно аграрным, ощутимо оживилось. В это же время зарождается промышленный переворот и растет металлургическое производство. Потребление хлопка выросло с 10 млн. кг до 35 млн. кг, а стоимость продукции из шелка возросла до 80 млн. франков.

Режим Реставрации во внешней политике ориентировался на линию, которая проводилась Священным Союзом в Европе. В 1823 году армия Франции приняла участие в подавлении испанской революции. В 1824 году на престол вступил Карл X, что повлекло за собой ужесточение цензуры, введение строгого наказания за «преступления против религии», а также компенсацию за конфискованные во время революции земли бывшим эмигрантам.

Режим либеральной Июльской монархии 1830-1848 годов, который был установлен во Франции, представлял интересы французской буржуазии – аристократии. Экономика страны росла вверх. Капитал, что был вложен в торгово-промышленные предприятия, вырос практически в два раза. В 5 раз возросла добыча каменного угля и в 3 раза – производство железа и чугуна. Однако глубокий кризис 1846-1847 годов прервал успешное развитие французской экономики.

В структурах власти огромные масштабы приобрела коррупция, которая вызвала общественное недовольство. В Лионе и Париже на протяжении многих лет происходили вооруженные антиправительственные выступления городской бедноты и рабочих.

Внешнеполитическая деятельность Июльской монархии в европейских делах отличалась крайней осторожностью, где Франция была младшим партнером Англии. Активной колониальной политикой французское государство хотело компенсировать слабость позиций в Европе.

В 1847 году Франции удалось подчинить себе:

  • Алжир;
  • остров Таити;
  • острова в южной части Тихого океана;
  • Маркизские острова.

Конфликт, который обострялся между республиканской оппозицией и коррумпированной властью, усугубился экономическим кризисом 1846-1847 годов и привел к падению Июльской монархии и развитию Февральской революции 1848 года.

В 1848-1852 годах режим Второй республики установился во Франции. Однако короткий срок существования данного режима был предсказан масштабными последствиями экономического кризиса, который существенно ограничил возможности правительства в сфере социально-экономических реформ. В результате государственных переворотов республиканский строй был ликвидирован 2 декабря 1852 года, и Франция вторично стала империей.

Авторитарный режим Второй империи пользовался поддержкой крупного капитала и опирался на крестьянство, которое разочаровалось в немощной республике. Установление империи совпало с экономическим развитием, что привело к укреплению позиций бонапартистского режима. На протяжении 1852-1870 годов промышленное производство во Франции удвоилось, а внешнеторговый оборот стал выше в три раза. Парижская биржа превратилась в общеевропейский финансовый центр.

Замечание 2

Агрессивная политика второй империи изначально приносила ей успехи, но гегемонистские устремления Наполеона II привели к изоляции Франции. Франко-прусская война, которая проводилась на протяжении 1870-1871 годов, привели Францию к национальной катастрофе.

Парижская коммуна

В 1871 году в Париже перед лицом капитулянтской политики правительства на патриотической волне вспыхнуло восстание народа, которое провозгласило власть Парижской Коммуны. В последующие годы по вопросу о государственном устройстве Франции шли ожесточенные противоборства республиканцев и монархистов. Национальное собрание в 1875 году приняло республиканскую конституцию, которая учредила Третью республику.

«Умеренные республиканцы», утвердившись у власти, провели целый ряд прогрессивных реформ:

  • легализация профсоюзов;
  • амнистия коммунарам;
  • бесплатное светское начальное образование для детей.

Однако в будущем их реформаторская деятельность существенно ослабла, а монополия на власть оспаривалась социалистами и радикалами, которые выражали интересы малоимущих и средних слоев.

В конце XIX столетия Франция была первой среди индустриальных держав. Проведение Всемирной выставки в Париже в 1990 году на пути промышленного и научно-технического прогресса стало символическим признанием достижений и мощи Франции.

После франко-германской войны 1870-1871 гг. экономическое положение Франции было довольно сложным, поскольку она уплатила контрибуцию в размере 5 млрд франков. Еще более сложной была политическая ситуация. Монархические группировки боролись за власть. Национальное собрание, избранные 1871 г., состояли преимущественно из монархистов.

Первым президентом республики был избран монархиста Тьера, но требования более жесткой политики со стороны монархистов заставили его уйти в отставку.

1875 г. Учредительное собрание приняло новую Конституцию. Статья об установлении республиканского строя была принята большинством всего в один голос. Президент получал широкие права, вплоть до роспуска Палаты депутатов, и избирался на семь лет на объединенных собраниях членов обеих палат. Исполнительная власть принадлежала президенту и Совету министров. Сенат избирался представителями муниципалитетов и был противовесом Палате депутатов, которая избиралась на четыре года всеобщим тайным голосованием граждан, достигших 21-летнего возраста. Женщины и военнослужащие были лишены избирательных прав. Эта Конституция действовала до 1940 г.

Монархисты не теряли надежды изменить Конституцию и установить монархию, а республиканцы стремились укрепить республику. На парламентских выборах 1876 г. большинство в парламенте получили республиканцы. Именно тогда 14 июля (день обретения Бастилии) было объявлено праздником Французской республики, а французская национальная песня "Марсельеза" стала государственным гимном. Республиканцы добились принятия закову об амнистии участников Парижской коммуны, легализации профсоюзов.

Поскольку выросли налоги на основную часть населения, то, как следствие, популярность умеренных республиканцев упала.

Рост недовольства политикой республиканцев использовали монархически настроенные офицеры, землевладельцы. Этому способствовали политические кризисы, возникавшие во Франции в 80-90-е гг. Очень острой была кризис, связанный с сооружением Панамского канала: строительство оказалось сложнее, чем предполагалось, к тому же подрядчики разворовывали средства. Правление общества осуществляло сооружение канала, выпустило в продажу большее количество дополнительных акций. Чтобы получить на это разрешение, оно подкупило сенаторов, депутатов, государственных чиновников, министров, потратив на взятки несколько миллионов франков. Дело приобрело огласку, однако основных виновников не был наказан. "Панама" вошла в историю как синоним грязной аферы, подкупа, взяточничества и коррупции.

1894 г. Франция стала свидетелем еще одного политического кризиса. Военный суд осудил на пожизненное заключение капитана Альфреда Дрейфуса, еврея по национальности, обвиненного в разглашении военных секретов французской армии Германии. Осуждение Дрейфуса было использовано реакционными элементами для шовинистической и антисемитской пропаганды. Впоследствии стало известно, что Дрейфус пострадал невинно и был осужден преднамеренно. "Дело Дрейфуса" расколола страну на два лагеря. Писатель Эмиль Золя опубликовал открытое письмо президенту республики, в котором обвинил Генеральный штаб, суд и свидетелей во лжи. За это Золя заочно приговорили к штрафу и аресту, но он успел эмигрировать. Дело было передано в парламент. Населения Франции поддерживало или "дрейфусаров", или "антидрейфусаров". Лишь в 1906 г. Дрейфус был полностью реабилитирован. Дело Дрейфуса стала последней крупной попыткой монархических кругов дискредитировать республиканцев. 1899 г. было создано коалиционное правительство республиканцев, который возглавил Вальдек Руссо.

Рост промышленности Франции в конце XIX - начале XX века. по сравнению с Англией, Германией и США замедлился, что было следствием франко-германской войны: выплатой контрибуции, потерей Эльзаса и Лотарингии, а также бедностью ее природных ресурсов. По уровню промышленного развития она занимала четвертое место, по уровню концентрации банковского дела - шла впереди других стран, хотя на подъеме были металлургическая и текстильная промышленности.

Франция неустанно расширяла свою колониальную экспансию: ее войска захватили Тунис, Индокитай, Мадагаскар, Сомали, часть Гвинеи, Судана, Мавритании, Дагомеи, Верхнюю Вольту, Конго, Чад.

Усиление напряженности в германо-французских отношениях заставляло Францию искать примирения с Англией. 1899 г. был заключен англо-французский договор о разграничении Судана.

Результатом следующего сближения Англии и Франции стало заключение 1904 г. "сердечной соглашения", которая предусматривала разграничение сфер влияния в колониальном мире. Франция получила "право" на захват Марокко. Это приводило к чрезвычайно острых конфликтов с Германией, но поддержка Англии и России позволила Франции навязать султану Марокко договор о протекторат1.

С 1902 до 1912 г. при власти находилась Радикальная партия - самая влиятельная партия Франции на то время. Радикалы были противниками клерикалів1, выступали за демократизацию республики и удовлетворение экономических и социальных требований народа, запретили деятельность некоторых религиозных католических объединений, добились отделения школы от церкви и церкви от государства, ввели обязательный выходной день, пенсионное законодательство, социальное обеспечение в случае инвалидности.

Выборы 1912 г. принесли победу правым силам во главе с умеренным республиканцем Раймоном Пуанкаре, который возглавил правительство. 1918. он был избран президентом Франции. На выборы он шел под лозунгом подготовки к войне против Германии. Франция приняла закон о трехлетней службе в армии, что означало практическую подготовку к войне.

Убийство накануне Первой мировой войны социалиста Жана Жореса, найрішучішого борца против милитаризма, свидетельствовало, что правящие силы Франции были готовы втянуть французский народ в кровавую драму.

Описание презентации Франция в середине XIX века ЧАСТЬ 1: по слайдам

Людовик XVIII Эти слова выражали главную задачу монархии Бурбонов – найти компромисс между старыми порядками, сложившимися за время революции и Первой империи. Создать новую Францию. Вопросы занятия: Промышленная революция во Франции. Правление Бурбонов. Июльская монархия. Кризис Июю льской монархии. Он вновь стал французским королём после второго отречения Наполеона.

К первым десятилетиям XIX века ремесленные мастерские и мануфактуры всё более вытеснялись фабриками и заводами. Особенно быстро этот процесс шёл в хлопчатобумажной промышленности. С 1815 по 1830 год потребление хлопка увеличилось в 3 раза. За это же время в 2 раза увеличилась выплавка чугуна. Добыча угля также удвоилась. К 1825 году около трети металла во Франции выплавлялось на каменном угле. Важным центром лёгкой промышленности стал Париж. В стране росло количество паровых машин. В 1815 году их было около 150. К 1830 году стало более 700. Правда в Великобритании в этом же году насчитывалось более 25 тысяч паровых машин.

Франция заметно отставала от Англии. Промышленная революция здесь была затянута. В стране сохранялось множество небольших мастерских. В некоторой степени это объясняется тем, что Франции издавна была центром производства предметов роскоши (дорогих тканей, ювелирных изделий, парфюмерии, мебели). Эти товары делались на заказ профессиональными мастерами. Машины не могли заменить их труд. В одном только в Париже в начале XIX столетия таких ремесленников было 40 тысячиз всего полумиллионного населения.

С другой стороны, Франция имела узкий внутренний рынок. Около 75% французов были заняты в сельском хозяйстве. Крестьяне, владевшие небольшими участками, не могли себе позволить, а часто и не нуждались в промышленных товарах. Это отрицательно сказывалось на темпах промышленного переворота. С развитием промышленности росла и численность наёмных рабочих. Их ряды пополняли разорившиеся ремесленники, потерявшие землю крестьяне. Однако работу было найти не так просто. Предприниматели предпочитали использовать дешёвый женский и детский труд.

Долгое время ведущую роль в экономике Франции играло сельское хозяйство. В первые десятилетия XIX века здесь, как и в промышленности, произошли изменения. Широко распространяются посевы картофеля, сахарной свёклы, технических культур. Всё большее развитие получает крупное товарное хозяйство (в нём продукция шла на продажу). Вместе с этим идёт разорения мелких хозяйств (земледельцы страдали от налогов и ростовщиков). Безземельные крестьяне становились батраками или отправлялись искать работу в города. Правда везло не всем, и тогда бывшие крестьяне пополняли ряды безработных и нищих.

После битвы при Ватерлою о и отречения Наполеона корона Франции вернулась к Бурбоо нам. Король Людовик XVIII вернулся в Париж. Перед этим он обещал чтить конституцию (либеральную для того времени Хартию 1814 года).

Вместе с королём во Францию вернулось множество дворян-эмигрантов. Они хотели возродить « былые вольности » , добивались возвращения своих земель, выплаты компенсаций. Требовали отмены Хаартии 1814 года. Эти люди заняли важные места в правительстве и развязали « белый террор » . « Белый террор » – это меры правительства (аресты, казни, ссылки, увольнения), направленные против сторонников Наполеона I, способствовавших его возвращению к власти в ходе «Ста дней» .

Террор получил название «белый» , из-за того, что сторонники таких мер оставались верными белому знамени Бурбонов. Жертвами террора во Франции стали 70 тысяч человек. Многие офицеры, поддержавшие Наполеона, в том числе и маршал Ней, были расстреляны.

Однако вернувшие себе власть роялисты не понимали, что за годы их отсутствия ситуация в стране изменилась. И вернуться к старым порядкам не было возможности. Это было очевидно. Поэтому победители на Венском конгрессе обязали Людовика XVIII принять конституцию, не посягать на порядок, сложившийся в период революции и империи. То, что восстановить дореволюционные порядки невозможно понимал и Людовик XVIII. Однако пойти против дворянства, опоры королевской власти, он тоже не мог. Тем не менее, рост недовольства террором заставил короля распустить правительство. И назначить новые выборы, на которых победили умеренные силы.

Позже по этому поводу Людовик XVIII сказал: « Если бы этим господам предоставили свободу, в конце концов я сам подвергся бы чистке » . Людовик XVIII пошёл на компромисс с представителями новой Франции. Он заключался в следующем: король правит по божьей милости, по праву того, что Францией управляли его предки. Его власть священна и не подлежит сомнению. Но своим подданным дарует конституцию, которая ограничивает королевскую власть. Людовик XVIII признал важнейшие завоевания времён революции и империи: равенство всех подданных перед законом; право новых собственников на имущество.

Хартия 1814 года устанавливала во Франции конституционную монархию – режим, при котором власть короля ограничивалась представительными органами. Исполнительная власть оставалась в руках короля. Судебная власть оставалась относительно независимой. Однако источником правосудия объявлялся король. Законодательная власт ь разделялась между монархом и двухпалатным парламентом. Верхняя палата (палата пэров) назначалась королём. Пэров могло быть сколько угодно. Этот титул был пожизненным. Право голоса в палате имели лица, достигшие 30 лет. Нижняя палат а (палата депутатов) избиралась населением Франции.

Согласно закону 1820 года, депутатов было 430. Срок полномочий каждого из них составлял 5 лет. Участвовать в голосовании могли мужчины, достигшие 30 лет и платившие 300 франков налогов (весьма внушительная сумма). Следует отметить, что, если при Наполеоне числилось около 5 миллионов избирателей. То при Бурбонах их стало около 80– 110 тысяч из всего тридцати миллионного населения Франции. Право быть избранным получили только около 18 тысяч французов – мужчин, достигших 40 лет и плативших не менее 1000 франков налогов. Господствующее положение в стране заняли крупные землевладельцы и верхушка буржуазии.

После долгих лет революционных потрясений и диктатуры Наполеона, Франция по своему государственному устройству приблизилась к передовым странам того времени – Великобритании и США. Перед страной открылась возможность мирно (эволюционно) пути развития. В 1818 году был принят закон « О парламентском контроле над бюджетом » . В 1819 – либеральный закон « О печати » . Он отменял цензуру.

По большей части успех правления Людовика XVIII был обеспечен удачным выбором министров. Особенно яркой личностью являлся герцог Армаю н-Эммануэю ль де Ришельёю. С его именем связаны почти все либеральные реформы первых лет Реставрации. Интересно, что в годы эмиграции герцог находился на службе в России и занимал должность генерал-губернатора Новорою ссии. Его стараниями Одесса превратилась в крупный торговый порт.

После смерти в 1824 году бездетного Людовика XVIII, корона Франции досталась его младшему брату – графу д’Артуаю. Он был коронован под именем Карл. X.

Карл X полагал, что успокоить общество можно не предоставляя новые свободы, а, наоборот, эти свободы отбирая. С каждым годом король всё больше возвращался к режиму « Старого порядка » . Своими действиями он ущемлял интересы не только простых граждан, но и правящей элиты. По его приказу из армии были уволены 250 наполеоновских генералов. Закон « О миллиарде для эмигрантов » предусматривал компенсации за потерянное в годы революции имущество. Была распущена национальная гвардия Парижа. Действия Карла X вели к политическому кризису.

К находившимся в оппозиции либералам примкнула часть консерваторов. Дважды (в 1827 и в 1830 году) оппозиция победила на выборах в палату депутатов. Кроме того, политический кризис усиливали экономические неурядицы. Во Франции росла безработица и бедность. Желая расправиться с несогласными, в июле 1830 года король решился на государственный переворот. Он подписал указы, нарушавшие Хартию 1814 года. Распускалась палата депутатов. Избирательное право предоставлялось только крупным землевладельцам. Отменялась свобода печати.

Недальновидность Карла X привела к началу Июльской революции. 27 июля начались столкновения парижан с полицией. А 29 июля восставшие с боем взяли королевский дворец Тюильри. В истории эти события получили название «Три славных дня» .

Революция победила. 2 августа 1830 года Карл X отрёкся от престола и бежал в Англию. Собравшаяся палата депутатов образовала Временное правительство. Его возглавили банкир Жак Лаффитт и генерал Жильбер Лафайет.

Палата депутатов решила передать корону представителю младшей ветви Бурбонов – Луи-Филиппу Орлеаю нскому. Либералы считали его способным на компромисс, начатый Людовиком XVIII. 9 августакоролём французов стал. Луи-Филипп. I. При нём к власти пришла либеральная оппозиция.

Управление страной перешло в руки самой богатой части буржуазии. Часто этих людей называли финансовой аристократией. Её представителями были влиятельные банкиры и биржевики, владельцы угольных копей, рудников, крупные землевладельцы. Неслучайно самого Луи-Филиппа называли «король-буржуа» . Ведь он являлся крупным финансистом. В 1820 -е годы его состояние составляло примерно 8 миллионов франков.

В августе 1830 года была принята новая конституция Франции – Хартия 1830 года. По сути она являлась более либеральной Хартией 1814 года. Государственное устройство страны не изменилось, но имущественный и возрастной цензы понижались. Число избирателей выросло, достигнув примерно 250 тысяч человек. Провозглашалась свобода слова без всяких ограничений. Восстанавливалась национальная гвардия. Флагом Франции вновь становился национальный триколоо р.

Правление Луи Филиппа. Iполучило название « Июльской монархии » . Изменения, внесённые за этот период в политическую жизнь страны, упрочили парламентский строй Франции. Но вскоре стало ясно, что Июльская монархия положила начало новым гражданским распрям. Промышленная революция сопровождалась усилением бедности среди населения. Рабочий день на французских фабриках по-прежнему длился 12– 16 часов. Многие рабочие жили в трущобах.

Особенно тяжёлыми были 30– 40 -е годы XIX века. В это время нищета среди наёмных работников стала ужасающей. Требования рабочих о повышении оплаты труда, о разрешении свободы собраний оставались без ответа. Государство, управляемое буржуазией, не обращало на это внимания. Всё это привело к росту революционных идей.

Лион являлся крупнейшим центром текстильной промышленности Франции. Вторым по величине городом страны. В 1831 году лионские фабриканты отказались повысить заработную плату ткачам. И исполнять прежние договорённости. Они объяснили это усилившейся конкуренцией. В ноябре этого же года в городе началось восстание. Лозунгом восставших стали слова: « Жить, работая, или умереть сражаясь! » После трёхдневной борьбы повстанцы овладели городом. На подавление волнений в Лион было послано 20 тысяч солдат. Армия вступила в город, не встретив сопротивления.

Но в ходе разбирательств судьи пришли в смятение. Выяснились подробности такой нужды среди ткачей, что подсудимых оправдали. В апреле 1834 года лионские ткачи снова поднялись на борьбу. Они требовали не только работы, но и установления республики. На этот раз власти не стали идти на уступки. Бои продолжались 6 дней. Армия, используя артиллерию, подавила восстание.

Непопулярность Июльской монархии способствовала усилению республиканского движения. В стране стали возникать республиканские тайные общества. Одним из них стало образованное в 1837 году « Общество времён года » . Среди его руководителей был Огюю ст Бланки выступал за насильственный захват власти. Считал, что восстание должно быть подготовлено небольшой группой революционеров. В 1839 годугруппа заговорщиков под его руководством попыталась захватить власть в Париже. Но восстание провалилось. Бланки был приговорён к пожизненному заключению.

Не смотря на все неурядицы, в 40 -е годы. XIXвека экономика Франции продолжала развиваться. В стране росло количество паровых машин. Возросли добыча угля, производство железа. Потребление хлопка. Фабрично-заводской тип производства утвердился в металлургии, внедрялся в машиностроение. Развивалось железнодорожное строительство.

К середине XIX века по объёму выпуска промышленной продукции Франция заняла второе место в мире после Великобритании. Но растущая промышленная буржуазия была недовольна (реальная власть находилась в руках банкиров и биржевиков). В то же время в промышленности продолжали действовать старые антирабочие законы. Они запрещали забастовки и создание профсоюзов.

Кроме того, для сохранения порядка в стране Луи Филипп I усилил репрессивные законы. На требования снизить имущественный ценз для участия в выборах министр Франсуаю Гизою ответил народу: « Обогащайтесь, и вы станете избирателями! »

Подведем итог В 40 -е годы XIX века Франция вернулась чуть ли не к худшим временам Реставрации. Всё это расшатывало режим Июльской монархии. Таким образом, в 20– 40 -х годах. XIXвека во Франции быстрыми темпами шло развитие промышленности. В 1830 году в стране была установлена Июльская монархия. Политическое устройство Июльской монархии обеспечивало господство в обществе крупной финансовой аристократии. К концу 1840 -х годов во Франции ярко проявились признаки политического кризиса.