Сторожевой корабли второй мировой войны. Сторожевой корабль. Средства связи, обнаружения, вспомогательное оборудование

В этот день 35 лет назад (1975) на БПК «Сторожевой» произошло антиправительственное выступление, возглавляемое замполитом корабля капитаном 3 ранга Валерием Михайловичем Саблиным.

Выступление быстро подавили (правда не обошлось без накладок и недоразумений), а сам Саблин по приговору военного трибунала был расстрелян.
Валерий Саблин — кадровый морской офицер в третьем поколении и среди политработников он был «белой вороной». Саблин в 1960 году закончил старейшее в стране Ленинградское высшее военно-морское училище имени Фрунзе по специальности морского артиллериста и служил на кораблях 9 лет до звания капитан-лейтенанта.

В.М. Саблин - курсант ЛВВМУ им. Фрунзе

В 1969 году он поступил в Военно-политическую академию, которую с отличием окончил в 1973 году.


На основании долгих размышлений к Саблину пришло осознание порочности существующей власти, когда слова расходились с делом и привилегии существовали только для правительственно-партийной номенклатуры. Он разработал (утопическую) программу по переустройству советского общества (из 30 пунктов), чтобы на деле создать общество равноправия и политической свободы. С программой он собирался выступить перед общественностью и руководством СССР. Эта программа на суде явилась доказательством того, что Саблин «длительное время вынашивал замыслы, направленные на достижение враждебных советскому государству преступных целей: изменение государственного и общественного строя, замену правительства».

После академии Саблина направили замполитом на БПК «Сторожевой», в апреле 1975 года его наградили нововведенным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени.

День ВМФ, 1975г. БПК пр.1135 "Сторожевой". В первом ряду четвёртый слева, замполит корабля

капитан 3 ранга В.М. Саблин, рядом командир корабля капитан 2 ранга А.В. Потульный

БПК “ Сторожевой “

Леонид Ильич Брежнев

БПК (Большой противолодочный корабль) «Сторожевой» был направлен из Североморска (Северный флот) в Балтийск, где с него был выгружен боезапас перед предстоящим докованием (ремонтом), но до этого корабль должен был принять участие в праздновании 7 ноября в Риге.

Сторожевой корабль пр. 1135 (шифр «Буревестник») спроектирован Северным ПКБ под руководством Н.П. Соболева. Работы над проектом корабля начались в 1964 г. Изначально он классифицировался как большой противолодочный корабль 2-го ранга и предназначался для обеспечения ПЛО корабельных соединений и поиска подводных лодок противника в морской зоне, где эффективность кораблей пр. 35 и пр. 159 была невелика. С 1979 г. пр. 1135 классифицировался как сторожевой корабль.

Схема наружного вида СКР пр. 1135:

I - охранительное устройство БОКА-Ду; 2 - ангар рабочего тела и ПОУ ГАС «Вега»; 3 - ПУ НУРС СППП ПК-16; 4 - 76-мм АУ АК-726; 5 - ПУ ЗРК «Оса-М»; 6 - АП РЛС СУАО «Турель»; 7 - АП СУО 4Р-33; 8 - АП радиопеленгатора АРП-50Р; 9 - АП РЛС «Ангара-А»; 10 - передающие антенны комплекса средств РЭБ «Старт»;

II - АП РЛС «Волга»; 12-АП РЛС КСУС «Мусон»; 13-45-мм прожектор; 14 - оптический перископический визир ходовой рубки; 15-ходовая рубка; 16-АП РЛС «Дон-2»; 17 - РБУ-6000; 18 - ПУ ПЛРК «Метель»; 19 - обтекатель антенны ГАС «Титан-2»; 20 - приемная антенна комплекса средств РЭБ «Старт»; 21 - ходовой мостик; 22 - 533-мм ТА ПТА-53-1135; 23 - грузовой катер; 24 - минные рельсы; 25 - шестивесельный ял.

Продольный разрез СКР пр. 1135:

1 - рабочее тело ГАС «Вега»; 2 - лебедка ПОУ (ПОУКБ-1) ГАС «Вега»; 3 - 76-мм АУ АК-726; 4 - подбашенное отделение 76-мм АУ АК-726; 5 - ПУ ЗРК «Оса-М»; 6 - погреб ЗУР и устройство перезаряжания ПУ ЗРК «Оса-М»; 7 - кубрики личного состава; 8 - посты ЗРК «Оса-М»; 9 - дымоходы; 10 - АП РЛС СУАО «Турель»; ц АП РЛС СУО ЗРК «Оса-М»; 12 - посты РТВ и выгородки высокочастотных блоков; 13 - штормовой коридор; 14 - 533-мм ТА ПТА-53-1135; 15 - АП РЛС «Ангара- д»; 16 - АП РЛС «Волга»; 17 - АП РЛС КСУС «Мусон»; 18 - штурманская рубка; 19 - ходовая рубка; 20 - коридор офицерских кают (кают-компании); 21 - кают- компания; 22 - ГКП; 23 - РБУ-6000; 24 - отделения вентиляторов; 25 - ПУ ПЛРК «Метель»; 26 - посты КСУС «Мусон»; 27 - помещение агрегатов и приводов ПУ ПЛРК «Метель»; 28 - шпилевое отделение; 29 - кладовые различного назначения; 30 - форпик; 31 - цепной ящик; 32 - выгородка антенны ГАС «Титан-2»; 33 - посты гидроакустиков; 34 - цистерны пресной воды; 35 - погреб РГБ-60; 36 - топливные цистерны; 37 - отделение вспомогательных механизмов (энергоотсек) и помещение успокоителя качки; 38 - носовое МО; 39 - кабина дистанционного управления ГЭУ; 40 - кормовое МО; 41 - румпельное отделение.

Пр. 1135-21 ед.

Основные тактико-технические элементы
Водоизмещение, т:

Стандартное 2810 или 2960 или 3160 - полное 3200 или 3455 или 3550

Главные размерения, м:- длина наибольшая (по ВЛ) 123,0 (113,0) - ширина корпуса наибольшая (по ВЛ) 14,2 (13,2)

Осадка средняя 4,51 или 4,57

Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 194 (22)

Автономность по запасам провизии, сут 30

Энергетическая установка:

Тип газотурбинная с совместной работой маршевых и форсажных ГТД

Количество х тип форсажных ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х ДК59 (36 000) или ДТ59 (45 400)

Количество х тип маршевых ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х М-62 (10 000) или ДС71 (18 000)

Количество гребных валов х тип движителей 2 х ВФШ

Количество х тип (мощность источников тока ЭЭС, кВт) 5 х ДГ (по 500)

Скорость хода, уз: - полная 30-32 - экономическая 14

Дальность плавания, мили:- ходом 14 уз 3950

Вооружение:

Противокорабельный ракетный комплекс:

Тип «Уран»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x4 (ТПК)

Боезапас 8 ПКР ЗМ-24

Противолодочный ракетный комплекс:

Тип «Метель» или «Раструб-Б»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1x4 (КТ-106У)

Боезапас 4 ПЛУР 85-Р или 85-РУ

КСУС «Мусон» или «Мусон-У»

Зенитный ракетный комплекс:

Количество х тип 2 х «Оса-М» или «Оса-МА»

Количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2x2 (ЗИФ-122)

Боезапас 40 ЗУР 9М-ЗЗМ

Количество х тип СУО 2 х 4Р-33

Артиллерийский комплекс:

Количество АУ х стволов (тип АУ) 2 x 2 - 76/60 (АК-726)

Боезапас 1600 выстрелов

СУАО «Турель» (MP-105)

Противолодочное:

Количество ТА х труб (тип ТА) 2 x 4- 533-мм (ПТА-53-1135)

Боезапас 8 торпед 53-65К или СЭТ-65

КСУС «Дракон-1135»

Количество РВУ х стволов (тип РВУ) 2 х 12 - 213-мм (РБУ-6000)

Боезапас 96 РГБ-60

Радиоэлектронное:

ПОТО «Планшет-35»

РЛС общего обнаружения «Ангара-А» (МР-310А) или «Фрегат-МА»

Навигационные РЛС «Волга» (МР-310У) + «Дон-2»

Система предупреждения о лазерном облучении «Спектр-Ф»

Комплекс средств РЭБ «Старт» (МП-401)

КРС набор средств или «Буран-6»

Количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 4 х 16 - 82-мм (ПК-16) или 2 х 16 - 82-мм (ПК-16) + 8 х 10 - 122-мм (ПК-10)

ГАС с антенной в подкильном обтекателе «Титан-2» (МГ-332)

ГАС с антенной в буксируемом обтекателе «Вега» (МГ-325)

ГАК «Звезда-М1»

Саблин принимает решение использовать радиотехнические средства корабля как трибуну для изложения своей программы. По его расчёту отсутствие боезапаса должно было свидетельствовать о мирных намерениях мятежников.
Выступление назначили на 8 ноября. В 21:40 экипаж был собран по большому сбору, командир корабля капитан 2 ранга А.В. Потульный — изолирован.
Саблин (советский лейтенант Шмидт) рассказал экипажу план действий: «Сторожевой» пойдёт в Кронштадт, а затем в Ленинград, чтобы начать там революцию по исправлению многих ошибок, допущенных руководством страны.

Саблин был уверен, что выступление «Сторожевого» поддержат военные моряки в Кронштадте и Ленинградской военно-морской базе, а также у трудящиеся ленинградских заводов и предприятий, перед которыми Саблин (добившись у правительства страны права выступить по телевидению) был намерен изложить свои взгляды и планы.

Примерно половина экипажа поддержала Саблина, несогласные же были заперты в нижних помещениях корабля. Однако офицер-механик Фирсов (нештатный секретарь комитета ВЛКСМ корабля) сумел перебраться на соседнюю подводную лодку и сообщить её командиру о бунте на БПК.
В полночь корабль вышел из устья Даугавы. На запрос пограничников о цели выхода, «Сторожевой» ответил ратьером (сигнальным прожектором): «Мы не изменники, идем в Кронштадт».

Выйдя в море, Саблин направил Главнокомандующему ВМФ СССР Горшкову шифровку: «Сторожевой» не изменял ни флагу Родины, ни ей самой, следует в Ленинград с целью добиться возможности выступить по телевидению с обращением к трудящимся Ленинграда и страны, а также приглашает на свободную территорию корабля членов правительства и ЦК партии для изложения им конкретной программы с требованиями справедливого социального переустройства общества”.

Сергей Георгиевич Горшков

Одновременно на многих частотах с корабля передавали открытым текстом: «Всем! Всем! Всем! На БПК «Сторожевой» поднято знамя грядущей коммунистической революции!».

мятежный “ Сторожевой “

Поднятый с постели Генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Ильич Брежнев приказал «остановить мятежников любой ценой и, в крайнем случае, потопить корабль». Командующий Балтийским флотом отправил на корабль радиограмму: «Из Ирбена вас не выпустим. При неподчинении — уничтожим!..»
Первыми эту команду получили пограничные корабли, сопровождавшие «Сторожевой». Они потребовали остановить корабль, грозя применением оружия. Используя наружную громкоговорящую связь, Саблин объяснил морякам-пограничникам свои намерения. Выслушав, они не стали применять оружие против безоружного корабля. Оружие применила авиация…
9 ноября около трех часов ночи 668-й бомбардировочный авиационный полк (оснащённый Як-28П), базирующийся на аэродроме Тукумс в двух десятках километрах от Юрмалы, был поднят по боевой тревоге.

аэродром Тукумс

Як-28П

Модификация

Размах крыла, м

Длина самолета, м

Высота, м

Площадь крыла, м2

Масса, кг

нормальная взлетная

максимальная взлетная

Двигатели

2 ТРДР-11АФ2-300

2 ТРДР-11АФ2-300

Тяга, кгс

Максимальная скорость, км/ч

на большой высоте

Практическая дальность, км

Практический потолок, м

Макс. эксплуатационная перегрузка

Экипаж, чел

Вооружение:

23-мм двухствольная пушка ГШ-23,
2 УР ⌠воздух-воздух■ К-8М-1 или К-13 или К-98, 2 УР Р-30 или Р-3(Р-60)

23-мм двухствольная пушка ГШ-23, (боекомплект
90 снарядов) на четырех внешних узлах подвески могли размещаться УР ╚воздух-воздух╩ Стандартное вооружение ≈ по УР К-8М-1 или К-13 или К-98, и 2 УР Р-30 или Р-3(Р-60).

В шифровке, полученной из Штаба воздушной армии говорилось, что в территориальные воды Советского Союза вторгся иностранный боевой корабль (эсминец УРО —управляемое ракетное оружие), который находится в Рижском заливе. Задача: полку быть готовым нанести по кораблю авиаудар с целью его уничтожения.

Для выполнения подобной задачи требовалось применять фугасные авиабомбы, желательно калибра 500 кг. А под самолеты по тревоге были подвешены авиабомбы первого боекомплекта — ОФАБ-250Ш (осколочно-фугасные калибра 250 кг).

Авиабомба имеет встроенное тормозное устройство парашютного типа. Бомбометание может осуществляться с самолетов с высот 150-500 м при скоростях полета 700-1500 км/ч с горизонтального полета, с пикирования и кабрирования, минимальный угол встречи авиабомбы с преградой при заданных режимах бомбометания 0=35 град.
Авиабомба ОФАБ-250Ш поступает в части снаряженной телескопическим взрывательным устройством ТВУ.
Основные данные авибомбы:
Длина авиабомбы - 1560 мм; Диаметр корпуса - 325 мм; Размах стабилизатора - 410 мм;
Масса окончательно снаряженной авиабомбы, подготовленной к подвеске - 275 кг;
Масса заряда ВВ (ТГ-20) - 99 кг;
Коэффициент наполнения - 28 %;
Критическая скорость снижения авиабомбы с парашютной системой - 50 м/с;
Площадь основного купола парашюта - 2 м2;
Длина удлинителя - 600 мм
Масса ТВУ - 3,3 кг
Время дальнего взведения ТВУ - 2,4-3,6 сек.
Длина штока-упредителя ТВУ (в выдвинутом положении) - 1,5 м.


ОФАБ-250Ш

Тяжёлые бомбы в полку имелись, но хранились складе в третьем боекомплекте (в заводской упаковке). А так как авиаудар по кораблю собирались выполнять условно, то бомбы третьего комплекта подвесили на самолеты условно, оставив уже имевшиеся. Лётчики получили приказ провести первое бомбометание не по кораблю, а впереди него по курсу.

Вот как описывает операцию генерал-майор в запасе Цымбалов: «Экипаж бомбардировщика, осуществляющий поиск в расчетном районе нахождения «Сторожевого», практически сразу обнаружил крупную надводную цель в границах района поиска, вышел на нее на заданной высоте в 500 метров, опознал ее визуально в дымке как боевой корабль размерности эсминца и произвел бомбометание с упреждением по курсу корабля, стремясь положить серию бомб поближе к кораблю. Если бы бомбометание производилось на полигоне, то оно было бы оценено на «отлично» - точки падения бомб не вышли за отметку круга радиусом 80 метров. Но серия бомб легла не спереди по курсу корабля, а с недолетом по линии точно через его корпус. Штурмовые бомбы при соприкосновении штангами о воду взорвались практически над ее поверхностью, и сноп осколков срикошетил прямо в борт корабля, который оказался советским сухогрузом, вышедшим за несколько часов до этого из порта Вентспилс
Ошибка выяснилась довольно быстро: сухогруз в радиотелеграфном и радиотелефонном режимах начало подавать сигнал бедствия, сопровождая его открытым текстом: бандитское нападение в территориальных водах Советского Союза. Корабли Балтийского флота и Пограничных войск КГБ эти сигналы приняли, доложили по команде. Сигнал бедствия это судно подавало более часа, до тех пор пока к нему не подошел один из военных кораблей. Известно, что убитых и раненых на борту не было, а ремонт повреждений судна обошелся Министерству обороны в автоцистерну спирта-ректификата и пятитонный грузовик масляной краски.»
Когда «Сторожевой» был обнаружен и атакован бомбардировщиком, Саблин сумел сманеврировать и уклониться от атаки. Самолёт получил команду на уничтожение корабля и вышел во вторую атаку. Саблин старался не подставить борт корабля, боясь топ-мачтового бомбометания (он не знал, что у бомбардировщика не было нужных авиабомб, которые используются для этого способа бомбометания).

Первая бомба серии попала прямо в середину палубы на юте корабля, разрушила при взрыве палубное покрытие и заклинила руль. Другие бомбы серии легли с перелётом и повредили руль и винты. Корабль стал описывать широкую циркуляцию.
В это время к району событий уже подлетал эшелон из 18 бомбардировщиков. Первый экипаж колонны полка выскочил на один из кораблей преследования и сходу атаковал его, приняв за мятежников.

Атакованный корабль от бомб уклонился, но ответил огнём всех своих зенитных орудий. Стрелял корабль много, но мимо.

После бомбового удара решимость экипажа «Сторожевого» поддержать Саблина пропала.

Никакого вооруженного сопротивления со стороны экипажа "Сторожевого" спецназу оказано не было. Корабль отбуксировали на якорную стоянку у полуострова Сырве, южной оконечности острова Саарема, где был снят с борта и арестован весь экипаж "Сторожевого". Раненному и закованному в массивные наручники Саблину помогали сойти с борта корабля двое матросов, один из которых, обратившись к присутствующим, сказал: "Запомните его на всю жизнь. Это настоящий командир, настоящий офицер советского флота!" Произнесены эти слова были совсем негромко, но в той траурной тишине его голос прозвучал как заклинание.

Они выпустили запертого командира корабля Потульного, который так описал последующие события: «Старшина 1 статьи Копылов с матросами (Станкявичус, Лыков, Борисов, Набиев) оттолкнули Шеина, выбили упор и освободили меня.

А. Шеин

Я взял пистолет, остальные вооружились автоматами и двумя группами — одни со стороны бака, а я по внутреннему переходу — стали подниматься на мостик. Увидев Саблина, первое побуждение было его тут же пристрелить, но потом мелькнула мысль: «Он еще пригодится правосудию!» Я выстрелил ему в ногу. Он упал. Мы поднялись на мостик, и я по радио объявил, что порядок на корабле восстановлен».

Кремлевские вожди расправились с организаторами мятежа с чудовищной жестокостью. Капитан 3-го ранга Валерий Саблин по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР от 13 июля 1976 года был приговорен к смертной казни - расстрелу.

Лаконичным было его последнее слово в суде. Он не просил о пощаде, не обещал своим трудом искупить вину. Вот его слова: "Я люблю жизнь. У меня есть семья, сын, которому нужен отец. Всё".

Приговор обжалованию и опротестованию не подлежал. 3 августа 1976 года приговор был приведен в исполнение. Только спустя полгода о его смерти были извещены родные - когда уже не было в живых преждевременно скончавшегося отца, когда была прикована к постели смертельно больная мать.

В.М. Саблин с женой Ниной Михайловной и сыном

братья Саблины: Борис, Валерий, Николай

К восьми годам лишения свободы приговорили матроса Александра Шеина, полностью отбывшего свой срок. Не избежали репрессий многие офицеры Рижского военно-морского гарнизона, имевшие отношение (чаще всего косвенное) к описываемым событиям: они были досрочно уволены из состава ВМФ без выходных пособий и пенсий.

Экипаж «Сторожевого» расформировали, корабль переименовали и перевели на Тихоокеанский флот. Флотские «особисты» приняли все меры, чтобы о мятеже забыли.

мятежный корабль у берегов Камчатки

Сторожевые корабли проекта 50.

Сторожевые корабли проекта 50, создавались как альтернатива кораблям проекта 42, по сравнению с ним, у данного проекта было уменьшено водоизмещение. Головной корабль «Горностай».

Сторожевой корабль СКР-5

Сторожевой корабль СКР-5 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 сентября 1958г., и вступил в строй 31 декабря 1958г., и уже 17 января 1959г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 30 июня 1963г. законсервирован, но 1 июля 1981г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 309, 721(1982), 748. Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Туман

Сторожевой корабль СКР-52 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 15 апреля 1955г., и вступил в строй 26 ноября 1955г. и уже 6 декабря 1955г. вошел в состав Черноморского Флота, а 18 июля 1960г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ) и летом 1960г. совершил межфлотский переход вокруг Европы из Севастополя в Североморск. 8 августа 1961г. переименован в «Туман» . В 1964г. переведен в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). Бортовые номера: 668(Туман), 600(1971), 653(1972), 661(1973), 651(1975), 615(Туман), 732(1989). Списан: 1989г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-60.

Сторожевой корабль СКР-60 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 13 апреля 1956г., и вступил в строй 29 июня 1956г., и уже 10 июля 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 10 октября 1956г. совершил переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, где был зачислен в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ).

Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Иркутский Комсомолец .

Сторожевой корабль СКР-62 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 июня 1956г., и вступил в строй 25 сентября 1956г., и уже 5 октября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 14 февраля 1957г. перешел в состав Северного Флота. В том же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск, а 14июля 1957г. перешел в состав Тихоокеанского Флота (ТОФ). 27 октября 1969г. переименован в «Иркутский Комсомолец».

Бортовые номера: 663(1989).

Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Комсомолец Литвы.




Сторожевой корабль СКР-64 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 1 августа 1956г., и вступил в строй 31октября 1956г., и уже 12 ноября 1956г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 12 октября 1962г. был переименован в «Комсомолец Литвы». Бортовые номера: 642, 717, 752, 541. Списан: 1987г

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-68.

Сторожевой корабль СКР-68 - Построен по проекту 50. Cпущен на воду 27 октября 1956г., и вступил в строй 23 марта 1957г., и уже 2 апреля 1957г. вошел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ). 30 октября 1960г. законсервирован, но 1 октября 1972г. расконсервирован и вновь введен в строй. Бортовые номера: 334, 541(1981), 500(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль СКР-70.



Сторожевой корабль СКР-70 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 19 февраля 1957г., и вступил в строй 20 июня 1957г., и уже 30 июня 1957г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 29 октября 1963г. перешел в состав Краснознаменного Балтийского флота (КБФ), и 21 декабря 1965г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Бортовые номера: 901(1978), 906(1990). Списан: 1991г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Архангельский Комсомолец.

Сторожевой корабль СКР-76 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 декабря 1957г., и вступил в строй 15 июня 1958г., и уже 28 июня 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 25 декабря 1965г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ), и 24 июня 1967г. вновь вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 25 октября 1968г. переименован в «Архангельский Комсомолец» . Бортовые номера: 901(1985), 986(1988). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Советский Дагестан.


Сторожевой корабль СКР-77 - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 января 1958г., и вступил в строй 29 июня 1958г., и уже 9июля 1958г. вошел в состав Северного флота (СФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Скандинавии из Балтийска в Североморск. 1 октября 1959г. законсервирован и поставлен на отстой, а 14 июля 1961г. расконсервирован и вновь введен в строй. 28 февраля 1969г. перешел в состав Краснознаменного черноморского флота (КЧФ) и в этом же году совершил межфлотский переход вокруг Европы из Кольского залива в Севастополь. В октябре 1973г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии. 19 апреля 1979г. переименован в «Советский Дагестан» . 7 августа 1979г. перешел в состав Краснознаменной Каспийской флотилии. 12 июля 1989г. передан морскому клубу «Арга» в г.Махачкале для использования в учебных целях. Бортовые номера: 439, 418(1979), 421(1987). Списан: 1989г.

Данный знак ошибка - подписи "МТ" -минный тральщик, не должно быть.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Росомаха.

Сторожевой корабль Росомаха - Построен по проекту 50. Спущен на воду 16 августа 1953г., и вступил встрой 30 апреля 1954г. и уже 17 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). 30 ноября 1973г. перешел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 455(1961), 541, 552?, 639, 717(1978), 540(1984), 507(1984). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барс.

Сторожевой корабль Барс - Построен по проекту 50. Спущен на воду 25 июля 1953г. , и вступил в строй 30 июня 1954г., и уже 9 июня 1955г. вошел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ). Списан: 1990г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кугуар.

Сторожевой корабль Кугуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1953г, и вступил встрой 31 августа 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). 24 марта 1958г. перешел в состав Краснознаменного Северного флота (КСФ), а 4 марта 1988г. после межфлотского перехода вокруг Скандинавии из Североморска в Балтийск возвращен в состав ДКБФ. Бортовые номера: 325, 587, 857(1968), 959(198). Списан: 1989г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Барсук.

Сторожевой корабль Барсук - Построен по проекту 50. Спущен на воду 27 февраля 1954г., и вступил в строй 15 сентября 1954г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). Бортовые номера: 272(1956). Списан: 1980г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Кобчик.

Сторожевой корабль Кобчик - Построен по проекту 50.Спущен на воду 2 ноября 1954г., и вступил в строй 31 мая 1955г. и уже 4 января 1956г. вошел в состав Дважды Краснознаменного Балтийского флота (ДКБФ). В ноябре 1985г. продан ВМС Болгарии и переименован в «Бодри». Бортовые номера: 302, 639(1972), 647(1973), 712, 728(1983), 743(1985). Списан: 1986г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Волк.

Сторожевой корабль Волк - Построен по проекту 50. Спущен на воду 23 июля 1953г., и вступил в строй 31 октября 1954г., и уже 10 ноября 1954г. вошел в состав Черноморского флота (КЧФ). С 1 ноября 1970г. по 1 марта 1971г., выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. В 1984г. учавствовал в учениях "Океан". Бортовые номера: 851(1979), 819(1979), 855(1980), 817(1985). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Пантера.

Сторожевой корабль Пантера - Построен по проекту 50. Спущен на воду 20 августа 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). С 5 августа по 15 декабря 1970г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. 7 июля 1977г. был переименован в «Советский Туркменистан». 21 июня 1977г. перечислен в состав ККФ. Бортовые номера: 724, 403(1981). Списан: 1988г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Ягуар.

Сторожевой корабль Ягуар - Построен по проекту 50. Спущен на воду 14 февраля 1953г., и вступил в строй 24 апреля 1954г., и уже 30 апреля 1954г. вошел в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 25.10.1968г. был переименован в «Комсомолец Грузии». В начале июня 1967г. и 1 октября 1970г. по 1 марта 1971г. выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта. Бортовые номера: 897(1977). Списан: 1987г.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………............

Сторожевой корабль Рысь.

Сторожевой корабль Рысь - Построен по проекту 50. Спущен на воду 31 декабря 1952г., и вступил в строй 21 мая 1954г., и уже 31 мая 1954г. включен в состав Краснознаменного Черноморского флота (КЧФ). 1 декабря 1962г. законсервирован, но 18 января 1982г. расконсервирован и вновь введен в строй.

Бортовые номера: 838(05.1985). Списан: 1990г.


Сторожевой корабль "Невельск" (ВМС России)

Сторожевой корабль - класс боевых надводных кораблей, предназначенных для несения дозорной службы, охраны крупных кораблей, транспортов и десантных кораблей от атак подводных лодок, торпедных катеров и авиации противника на переходе морем и при стоянке на открытых рейдах.

История

Первая мировая война - именно с этого периода корабли противолодочной обороны были введены как самостоятельный класс. Произошло это в связи с тем, что подводные лодки, которые первоначально предполагалось использовать в ограниченных целях вблизи баз, с первых дней войны показали свои высокие тактические качества и боевую эффективность, поэтому возникла острая потребность в менее крупных и менее дорогостоящих, по сравнению с эсминцами, кораблях, способных эффективно противостоять подводному противнику, а именно: вести поиск подводных лодок, конвоировать транспорты, нести дозорную службу вблизи военно-морских баз. Эти задачи могли успешно решать эсминцы, но их явно не хватало количественно. Обладая значительной огневой мощью, эсминцы привлекались в основном для других боевых задач, сектор которых чрезвычайно расширился.

Первопроходцем в создании сторожевых кораблей стала Англия. Активные действия германских подводных лодок вынудило англичан начать интенсивный поиск сил и средств для борьбы с последними. Тогда в Англии приступили к постройке патрульных кораблей - "Пи-ботс", с носовым стальным бивнем (водоизмещением 573 тонн, скорость полного хода - 22 узла, одно 100-мм орудие, два 2-фунтовых орудия, две торпедные трубы, глубинные бомбы). В след за Англией, США в срочном порядке закладывает порядка 60 сторожевых кораблей типа "Игл".

В русском флоте, корабли, аналогичные английским кораблям противолодочной обороны, были обозначены классификационным термином "сторожевой корабль". В период с 1914 по 1916 год в России строились первые сторожевые корабли типа "Коршун" водоизмещением 400 тонн и скоростью 15 узлов, и уже к октябрю 1917 года, накануне Великой Октябрьской революции, новый класс - "сторожевой корабль" был впервые официально включён в классификацию русского флота.

Первая половина 1920-х годов - морские державы одна за другой пополняли составы своих флотов аналогами русских "сторожевиков": английские типа "Спей"; американские типа "Игл"; итальянские типа "Аллесандро".

Сторожевые корабли во Второй мировой войне

Накануне Второй мировой войны в ВМС Великобритании были введены новые классы кораблей охранения, которые значительно отличаясь по своим тактико-техническим элементам, всё же имели общее основное назначение. Поэтому в системе классификации ВМС СССР, эти корабли были условно отнесены к классу СКР, предназначенных для сопровождения конвоев в прибрежных водах, противовоздушной и противолодочной обороны.

Во время Второй мировой войны "сторожевики" находились в составе всех флотов, подтвердив свою ценность в службе. Эти корабли, с первого до последнего дня войны, несли боевую службу, выполняя самые разнообразные боевые задачи: охоту и уничтожение подводных лодок; постановку мин заграждения; высадку десантов; доставку продовольствия, боеприпасов и горючего в осаждённые города, эвакуацию раненных и гражданского населения, набеги на ближайшие коммуникации противника, сопровождение транспортных судов.

Послевоенный период

С учётом опыта Второй мировой войны и послевоенного развития ракетного, общей тенденцией в развитии СКР является совершенствование систем зенитного вооружения, способного эффективно противодействовать главному противнику надводных кораблей - самолётам, управляемым снарядам, крылатым ракетам. В современных условиях, СКР предназначаются главным образом для обеспечения противолодочной обороны кораблей и судов в море, могут привлекаться для обороны соединений кораблей и конвоев на переходе морем, для участия в противолодочных операциях в составе специальных групп, для обеспечения десантных операций, несения патрульной и спасательной службы. При водоизмещении до 4 000 тонн, СКР имеют на своём борту противокорабельные и зенитные ракетные комплексы, артиллерийские установки, аппаратуру поиска подводных лодок и противолодочное оружие, радиоэлектронные комплексы наблюдения, связи, навигации и управления оружием. Главная энергетическая установка (ГЭУ) развивается и совершенствуется в направлении перехода от дизельной и паротурбинной к более мощной газотурбинной установке.

СКР типа «Ураган»

Проект разработки 1938-1939 гг., к июню 1941 года всего заложено 14 кораблей, но в связи с началом ВОВ , заказы на 8 кораблей были аннулированы. Головной корабль «Ястреб» вступил в строй 23.2.1945 года, остальные 5 кораблей были достроены после войны по откорректированному проекту «29К» (усилено зенитное вооружение, установлены РЛС и ГЛС).

ТТХ: Водоизмещение стандартное 916,7 т, нормальное 1091 т, полное 1266,2 т; длина 85,74 м, ширина 8,4 м, осадка 2,89 м. Мощность ТЗА 2x13 000 л. с.; скорость полного хода 31,3 уз., экономическая 15,5 уз.; дальность плавания 2160 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУ Б-34, 4×1 37-мм автомата 70-К, 3x2 12,7-мм пул. ДШК, 2 бомбосбрасывателя, 24 якорные мины. Экипаж 174 человека.

  1. «Ястреб» ††1956
  2. «Орёл» ††1958
  3. «Коршун» ††1958
  4. «Зоркий» ††1956
  5. «Альбатрос» ††1956
  6. «Буревестник» ††1956

Проект 42 («Ястреб»)

Строились в 1949-1953 годах. Всего было построено 8 единиц.

Проект разработки 1947 - 1949 гг. По сравнению с проектом 29 - новый корабль имел большие размерения, цельносварной гладкопалубный корпус, повышенную мореходность, усиленное вооружение. Однако, правительственная комиссия сочла водоизмещение неприемлемо большим, и от крупносерийной постройки кораблей проекта 42 отказалась.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1339 т, нормальное 1509 т, полное 1679 т; длина 96,1 м, ширина 11 м, осадка 3,96 м. Мощность ТЗА 2x13910л. с.; скорость полного хода 29,65 уз., экономическая 13,7уз.; дальность плавания 2810 миль. Вооружение: 4×1 100-мм АУ Б-34У-СМ, 2×2 37-мм АУ В-11М, 1×3 533-мм ТА, 2×16 РБУ-2500 (128 РГБ-25), 4 БМБ-1, 2 бомбосбрасывателя. Экипаж 211 человек.

  1. «Сокол» ††1961, вторично в 1971 году.
  2. «Беркут» ††1965
  3. «Кондор» ††1970
  4. «Гриф» ††1961, вторично в 1977 году.
  5. «Кречет» ††1956, вторично в 1977 году.
  6. «Орлан» ††1960, вторично в 1976 году.
  7. «Лев» ††1961, вторично в 1971 году.
  8. «Тигр» ††1961, вторично в 1974 году.

Проект 50

Строились в 1952-1958 годах. Всего было построено 68 единиц.

Проект разрабатывался, в качестве альтернативного проекту 42. Уменьшение водоизмещения обеспечивалось применением линейной схемы ГЭУ (вместо эшелонной) и сокращением количества 100-мм АУ до трёх… Ходовые качества и мореходность оказались весьма хорошими. При модернизации в 1959-1960 гг., все корабли проекта 50 оснастили трёхтрубными ТА и двумя бомбометами РБУ-2500. Помимо 68 ед. СКР советской постройки, 4 корабля были построены по лицензии СССР, в КНР.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 1050 т, нормальное 1116 т, полное 1182 т, наибольшее 1337 т; длина 90,9 м, ширина 10,2 м, осадка 2,9 м. Мощность ПТУ 2x10015 л. с.; скорость полного хода 29 уз., экономическая 15,1 уз.; дальность плавания 2200 миль. Вооружение: 3×1 100-мм АУБ-34УСМ-А и 2×2 37-мм АУВ-11М, 1×2 533-мм ТА, 1×6 РБУ-200 и 4×1 БМБ-1, до 26 якорных мин. Экипаж 168 человек.

Проект 159, 159-А, 159-АЭ, 159-М

Строились в 1958-1976 годах. Всего было построено 45 единиц, которые были построены на следующих судостроительных заводах:

  • ССЗ № 340 «Красный металлист» , («Им. А. М. Горького», г. Зеленодольск, Татарской АССР);
  • ССЗ № 638 (368) («Им. С. М. Кирова», г. Хабаровск).

По проекту 159, строились в качестве малых противолодочных кораблей (МПК), по водоизмещению приблизились к СКР проекта 50. Состав артиллерийского и противолодочного вооружения - почти аналогичен ВПК проекта 61. Применена комбинированная, дизель-газотурбинная (ДГТУ)ГЭУ (дизели работают на средний вал, ГТУ- на бортовые).

По усовершенствованному проекту 159-А, строились 29 кораблей завершающей серии: РБУ-2500 заменены на более мощные РБУ-6ООО, установлен второй ТА, модернизированы системы РЛС.

По проекту 159-АЭ, строились экспортные корабли, которые имели аналогичный состав вооружения, но с бомбометами РБУ-2500.

ТТХ: Водоизмещение стандартное 938 т, полное 1077 т; длина 82,3 м, ширина 9,2 м, осадка 2,85 м. Мощность ДГТУ 2x15000 и 1x6000 л.с.; скорость полного хода 33 уз., экономическая 14 уз.; дальность плавания 2000 миль. Вооружение: 2×2 76-мм АУ АК-726, 1(2)×5 400-мм ТА, 4×16 РБУ-2500 (РБУ-6000). Экипаж 168 человек.

  1. СКР-1 ††1987
  2. СКР-38 ††1990
  3. СКР-17 ††1990
  4. СКР-9 ††1990
  5. СКР-22 ††1991
  6. СКР-333 ††1990
  7. СКР-34 ††1991
  8. СКР-29 ††1991
  9. СКР-103 ††1991
  10. СКР-18 ††1989
  11. СКР-41 ††1987
  12. СКР-11 ††1991
  13. СКР-43 ††1989
  14. СКР-3 ††1990
  15. СКР-46 ††1989
  16. СКР-23 ††1989
  17. СКР-78 ††1990
  18. СКР-21 ††1991
  19. СКР-36 ††1989
  20. СКР-92 ††1991
  21. СКР-92 ††1991
  22. СКР-120 ††1991
  23. СКР-128 ††1991
  24. СКР-47 ††1992
  25. СКР-26 ††1993
  26. СКР-33 ††1995
  27. СКР-27 ††1992
  28. СКР-40 ††1994
  29. СКР-16 ††1992
  30. СКР-106 ††1993
  31. СКР-110 ††1994
  32. СКР-112 ††1993
  33. СКР-87 ††1992
  34. СКР-123 ††1992
  35. СКР-126 ††1992
  36. СКР-133 ††1994
  37. СКР-138 ††1994

Проект 35

Всего было построено 18 единиц. Строились в 1961-1968 годах.

  1. СКР-7 ††1987
  2. СКР-20 ††1989
  3. СКР-32 ††1989
  4. СКР-39 ††1990
  5. СКР-86 ††1990
  6. СКР-49 ††1990
  7. СКР-53 ††1990
  8. СКР-24 ††1990
  9. СКР-83 ††1991
  10. СКР-48 ††1990
  11. СКР-35 ††1990
  12. СКР-6 ††1990
  13. СКР-13 ††1991
  14. СКР-90 ††1990
  15. СКР-117 ††1990
  16. СКР-84 ††1992
  17. СКР-12 ††1992
  18. СКР-19 ††1992

Проект 1135 («Буревестник»)

Всего был построен 21 корабль проекта.

  1. «Бдительный» ††1996
  2. «Достойный» ††1993
  3. «Бодрый» ††1997
  4. «Свирепый» ††1993
  5. «Сильный» ††1994
  6. «Доблестный» ††1992
  7. «Сторожевой» ††2002
  8. «Разумный» ††1998
  9. «Разящий» ††1992
  10. «Дружный» ††1999. С 2003 года находится на хранении у стенки СМП в Москве
  11. «Деятельный» ††1995
  12. «Жаркий» ††2002
  13. «Ретивый» ††1995
  14. «Ленинградский комсомолец» «Лёгкий» с 1992; ††2003
  15. «Беззаветный» ††2001
  16. «Летучий» ††2005
  17. «Пылкий»
  18. «Задорный» ††2005
  19. «Безукоризненный» ††1997
  20. «Порывистый» ††1994

Проект 1135М

Всего построено 11 единиц. Строились в 1973-1981 годах.

  1. «Резвый» ††2001
  2. «Резкий» ††1995
  3. «Разительный» ††1997
  4. «Грозящий» ††1995
  5. «Неукротимый» ††2009
  6. «Громкий» ††1998
  7. «Бессменный» ††1998
  8. «Горделивый» ††1994
  9. «Рьяный» ††1997
  10. «Ревностный» ††2003
  11. «Пытливый»

Проект 1135.1 («Нерей»)

Пограничный сторожевой корабль (ПСКР), спроектирован на базе СКР пр.1135. Строились в 1981-1990 годах. Всего построено 8 единиц, в том числе 7 ед. введено в состав Морских частей Пограничных Войск КГБ СССР (затем РФ). Ещё один корабль («Гетман Сагайдачный », бывший "Киров") входит в состав ВМС Украины .

  1. «Менжинский» ††2000
  2. «Дзержинский» в составе БО ФПС России
  3. «Орёл» в составе БО ФПС России
  4. «Псков» ††2003
  5. «Имени 70-летия погранвойск» ††2000
  6. «Кедров» ††2003
  7. «Воровский» в составе БО ФПС России

Проект 1154

Строились в 1987-2009 годах. Всего построено 2 единицы.

  1. «Неустрашимый» в составе ВМФ РФ.
  2. «Ярослав Мудрый» в составе ВМФ РФ.
  3. «Туман» достраивается.

Проект 11540 («Ястреб»)

По своим ТТХ аналогичен фрегатам морской зоны.

Проект 11661 типа «Гепард»

Официально отнесен к классу «Фрегат».

Проект 11661К

Построено 2 единицы.

  1. «Татарстан» в составе ВМФ РФ.
  2. «Дагестан» в составе ВМФ РФ.

Проект 12441 («Гром»)

Достраивается как учебный сторожевик.

Проект 20380 («Стерегущий»), экспортный вариант - («Тигр»)

Официально классифицирован как «Корвет». Построена 3 единицы, ведётся строительство ещё 2.

Судно, относящееся к классу надводных кораблей, созданных для несения сторожевой патрульной службы, охраны пассажирских и транспортных судов, отражения атак подводных лодок, торпедных кораблей и самолетов противника, как в открытом море, так и на постоянной стоянке. Сторожевой корабль также может нести дозорную службу вблизи военных баз, охранять границу государства, порты и подходы к ним.

Впервые необходимость в строительстве сторожевых кораблей возникла в Первую мировую войну, после введения в состав флота многих государств мира подводных лодок. Именно для поиска последних судостроителями и был разработан особый класс кораблей, способных оказать эффективное сопротивление субмаринам противника. Естественно, что с этой задачей не менее эффективно справлялись линкоры и эсминцы, но постройка и оснащение их ради единственной цели – охраны моря от действия подводного флота была крайне невыгодна, потому было решено строить более легкие суда, исключительно для охранных целей.

Сторожевой корабль «Громкий»

Первые сторожевые корабли появились в английском флоте, так как именно Великобритания впервые столкнулась с необходимостью организации систематического отпора подводным лодкам противника, наносящим ощутимый урон по репутации лучшего флота в мире.

Первый патрульный сторожевой английский корабль назывался «Пи-ботс», на носу у него был установлен железный таран, при помощи которого можно было без труда уничтожить подводную лодку противника, в то время еще не умевшую погружаться на большую глубину. Водоизмещение первого сторожевого корабля составляло всего 573 тонны, при этом он мог развивать скорость в 22 узла в час. На вооружении корабля имелось всего одно 100-миллиметровое орудие, два небольших оружия, две торпедные трубы, а также глубинные бомбы.

Желая не отстать от англичан, американцы поспешили выстроить для нужд своего флота сразу 60 подобных кораблей типа «Игл». Официально наименование сторожевого, корабль ни во флоте Великобритании, ни во флоте США не получил, и только в годы Первой мировой войны в России появился класс настоящих сторожевых кораблей.


Первый патрульный сторожевой английский корабль «Пи-ботс»

Первый сторожевой корабль в России был выстроен между 1914 и 1916 годом, причислили новое судно к типу, водоизмещение его равнялось всего 400 тоннам, а скорость он был способен развить до 15 узлов в час, что было несколько больше той скорости, на которую была способна подводная лодка в надводном положении. Не заходя в порт, российский сторожевой корабль был способен пройти не менее 700 морских миль. На вооружении «Коршунов» стояли 102-миллиметровые орудия, зенитные автоматы и даже глубинные бомбы.

Церемония официального принятия сторожевого корабля в состав российского флота была проведена в октябре 1917 года, всего за несколько дней до начала Революции, оказавшей на включение кораблей данного типа в состав морских эскадрилий непосредственное, в некоторой степени, отрицательное влияние. Первые 12 кораблей сторожевого назначения во флот так и не вошли, оставшись недостроенными.

В последующие годы сторожевые корабли появились также и в итальянском флоте, кроме того, англичане провели некоторые усовершенствования в своем собственном судостроении и выдали миру новый тип сторожевого судна, квалифицированного, как «Спей».

Боевое назначение и у английского «Спейя», и у американского «Игла», и у русского «Коршуна», и у итальянского «Александра» было одинаковым, корабли этих типов предназначались исключительно для несения патрульной службы, своевременного обнаружения противника и предупреждения тяжелых боевых кораблей, тем не менее, классификация у них была в каждом государстве своей собственной. Так, в Великобритании сторожевым кораблем считался также и фрегат, корвет и эскадренный миноносец. Постепенно корабли квалифицированные как корветы , фрегаты и эскадренные миноносцы появились во флотах всех государств мира, но в России они и по наши дни именуются никак иначе, как «сторожевой корабль».


Первый российский сторожевой корабль «Коршун»

В советской России первый сторожевой корабль появился в 1931 году, относился он к типу «Ураган» и предназначался для выполнения разведывательной и охранительной службы границ Советского Союза на Балтике и Черном море. Кроме того данный тип кораблей мог надежно защитить конвой от нападения подводных лодок и самолетов противника, также сторожевой корабль можно было применять как скоростной тральщик. В предвоенное время было выстроено всего 18 описанных выше кораблей, а примерно за 5-6 лет до войны были введены подклассы сторожевиков – корабли были поделены на малые и большие сторожевые.

К малым сторожевым кораблям относили суда типа «Рубин» несколько меньшего размера в сравнении с «Ураганом», предназначавшиеся исключительно для противолодочной обороны и имевшие собственную дизельную энергетическую установку, позволявшую кораблю развить скорость до 15 узлов в час.

Несколько позже»Рубины» и «Ураганы» были заменены однотипным «Бриллиантом» - сторожевым кораблем, способным развить скорость свыше 17 узлов в час. В 1935 году на Дальнем Востоке для нужд Тихоокеанской эскадры были выстроены сторожевые суда типа «Киров», способные идти на скорости более чем 18 узлов в час. Строились сторожевые корабли этого типа в Италии, имели водоизмещение свыше 1000 тонн и дальность хода 6 тысяч морских миль.

Для нужд Арктики в 1937 году был сконструирован сторожевой корабль типа «Пурга», его быстроходные и боевые качества были по достоинству оценены моряками в годы ВОВ.

На данный момент во всех странах мира по-прежнему принято делить сторожевые корабли на эскадренные миноносцы, фрегаты и корветы, исключением как всегда считается Россия, где подобная классификация не прижилась. Современный русский сторожевой корабль имеет водоизмещение до 4 тысяч тонн, скорость хода в 35 узлов в час, вооружен зенитными и противокорабельными установками, мощным артиллерийским оборудованием, средствами для поиска подводных лодок, а также средствами по их уничтожению.