Школа стильных образов и идей. Школа стильных образов и идей Мадлен вионне платья

Манекенщица Соня в модели «Барельеф», скопированной с платья танцующей нимфы на фризе потолка в Лувре. Фото: Джордж Хойнинген.

Она безупречно одевалась сама и создавала потрясающие наряды для своих современниц. Ее модели известны многим, имя помнят единицы. Королева косого кроя, архитектор среди портных, гений роскошной простоты.Мадлен Вионне.

Она родилась в бедной семье сборщика податей в 1876 году, в Шайер-о-Буа. Мечтала стать скульптором, проявляла способности к математике… Но в 11 лет стала помощницей портнихи. В 16 переехала в Париж, где стала ученицей модного портного, в 18 вышла замуж. Вскоре стала мамой, но дочка умерла, брак распался. Мадлен отправилась в Лондон, где работала прачкой, потом швеей в лечебнице для душевнобольных, затем перешла в ателье Кейт Рэйли, которая обслуживала богатых британок, копируя парижские модели. Здесь она освоила технику кроя и научилась виртуозно копировать. И стала известной, создав свадебное платье для невесты герцога Мальборо.

Мадлен Вионне создавала свои модели на деревянном манекене.

Вернувшись в Париж, она устроилась в Дом моды сестер Калло. «Без них я бы продолжала штамповать «форды», а благодаря им, стала создавать «роллс-ройсы», –
вспоминала потом Мадлен. В 1906-м кутюрье Жак Дусе пригласил Вионне обновить старую коллекцию и создать «молодежный» отдел в его Доме. К этому времени Мадлен уже открыла для себя крой по косой не только отдельных деталей, но и всего платья. И пришла к убеждению: заковывать женское тело в жесткие корсеты – преступление. А потому, предложив отказаться от них, создала коллекцию, которая состояла из платьев (она их еще и укоротила!), скроенных по косой – под углом в 45 градусов относительно основы ткани. Платья заструились вдоль тел, облегая их. Чтобы не нарушать гармонию, Мадлен потребовала: манекенщицы должны надеть платья на голое тело. Последовал скандал. Ни Дусе, ни светские львицы не приняли революционные дерзания Мадлен. Зато их в полной мере оценили богема и дамы полусвета, став верными клиентами ее Дома моды Vionnet . Она открыла его в 1912 году. Но грянула Первая мировая война, Дом на улице Риволи в Париже пришлось закрыть. Мадлен отправилась в Рим изучать историю архитектуры и искусства.

Она влюбилась в античные костюмы. Позже древний стиль лег в основу многих ее коллекций платьев с очень сложными драпировками. При этом они, всегда совпадая с естественными линиями женского тела, не выглядели тяжеловесно. В ее антику гармонично вплеталась и вышивка, которая располагалась только вдоль основных нитей, что позволяло любой ткани продолжать струиться.


В 1919 году Дом Vionnet открылся вновь. И началось блистательное шествие мадам Вионне на вершину высокой моды. Ее стиль стал символом элегантности. Филигранный крой и искусные драпировки (многие их секреты до сих пор не разгаданы) приводили клиенток в восторг. Книга заказов Дома Vionnet «лопалась по швам» (быть может, еще и поэтому Мадлен стала создавать платья с одним швом, а то и вовсе без единой строчки?). В 1923-м Дом Vionnet переехал на улицу Монтень. Интерьеры мастерских и студий были оформлены по рисункам Рене Лалика, Бориса Лакруа и Жоржа де Фёра (он создал знаменитый фриз из фигур в античном стиле). В 1924-м она открыла филиал Дома и в Нью-Йорке.

Она не рисовала эскизы, а работала в технике наколки: как скульптор создавала модели на деревянной кукле, накладывая куски ткани так и эдак. Она укутывала манекен тканью, драпируя ее и добиваясь того, чтобы будущее платье сидело идеально. Мадам Вионне считала: это мода обязана приспосабливаться к телу, а не тело «ломаться» под жестокие порой правила моды. Еще одно ее нововведение: клиновидные вставки в подол платья, которые словно разбивали геометрический строй верха. Это делало модель невесомой. Она ввела и другие конструктивные новшества: например, круговой крой с фигурными подрезами и треугольными вставками. Она «сочинила» также горловину «хомут», воротник-трубу, фасон топа с двумя бретелями, завязывающимися на шее сзади, воротник-капюшон.


Модель в наряде от Вионне. 1924

Такая техника кроя требовала новых материалов, и Вионне заказывала ткани необычной ширины – до 2 м. Но не только в размерах было дело: необходимы были более «текучие» материалы. Ее поставщик Бьянчини-Ферье создал для Мадлен уникальный по тем временам бледно-розовый креп, в состав которого входили шелк и ацетат. Это была одна из первых синтетических тканей.

Крой и отделка платьев от Vionnet были и остались неповторимыми. Их практически невозможно скопировать. Модельер Аззедин Алайя, чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, потратил целый месяц. Тайну вечернего платья из ткани цвета слоновой кости, созданного в 1935 году, никто, кроме него, так и не открыл.


Кстати, о копировании. Вспомнив Кейт Рэйли, Мадлен решила обезопасить себя от подделок и в очередной раз стала первопроходцем. На каждое платье нашивался ярлык. На нем Мадлен ставила подпись и… отпеча- ток своего большого пальца. На каждый предмет, вышедший из мастерских, наносились серийные номера, велись и списки тех, кому официально разрешалось копировать модели. Так она дала старт системе защиты авторского права в индустрии моды. Кроме того, прежде чем отправить платье клиентке, она фотографировала его с трех сторон, а снимки помещала в альбом. В 1952 году Мадлен передала 75 альбомов (плюс рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume) . Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее альбомы положили начало Музея моды и текстиля в Париже. Мадлен первой стала устраивать и настоящие фотосессии в студии, снимая моделей у трельяжа или на фоне античных масок, колонн, руин и прочих древностей.


С 1928 года все модели Вионне фотографировались перед 3-створчатым зеркалом, чтобы засвидетельствовать ее авторство в «копирайт-альбомах».

Вионне серьезно относилась к своим сотрудникам, удобно оборудовала их рабочие места, организовала столовую, детские ясли, работу врача и стоматолога, и давала оплачиваемые отпуска до того, как это было закреплено законом.

…Она говорила: «Я не думаю о моде, а просто делаю платья». И задавала тон в моде на протяжении 20 лет, пока в 1939 году не отошла от дел. Богиня стиля покинула этот мир в 1975-м, не дожив год до векового юбилея.

Блузка, созданная из одного куска ткани, сохраняла свою форму только благодаря завязанному банту.

Отпраздновал столетие ее Дом, возрожденный в 2006 году. Креативным директором марки стала дизайнер София Кокосалаки. Но в 2009-м сменилось не только руководство Дома, но и его месторасположение: наследник итальянской текстильной империи Marzotto Group Маттео Мардзотто стал владельцем бренда и перевез штаб-квартиру Vionnet в Милан. Дом Vionnet возглавил дизайнер Родольфо Паглиалунга, экс-креативный директор итальянского бренда Prada . Но былая слава к марке так и не вернулась. В преддверии 100-летия у Vionnet появился новый владелец – влиятельная британская бизнес-леди казахского происхождения Гога Ашкенази. Сегодня она – 100-процентный держатель акций компании. В команду Гоги Ашкенази уже вошли дизайнеры, работавшие с Домами мод Ungaro, Dolce&Gabbana и Versace.


Платье из коллекции «Греческие вазы», созданное по мотивам росписи амфоры, хранящейся в Лувре и фрагмент вышивки знаменитого Дома Лесаж, выполненной для платья Вионне из коллекции «Греческие вазы». Tags: ,

Разбор платься, показанного Гекубой в теме Интересные рукава" пост №7, где спинка переходит в руква, задрапированные у ворота.
Заранее прошу прощения за непрофессионализм у профессионалов.
Делаем выкройку облегающего лифа. Она хорошо садится

Вносим новые линии (зеленые, по ним разрезано). Одна на полочке - от вершины груди к пупку (Н), вторая на спинке от середины низа спинки (А) через вершину талиевой вытачки до пересечения с линией проймы. Тут мы ставим точку В, и она индивидуальна для каждого. Закрыв все вытачки, разрезаем по этим линиям. Полочку загибаем там, где хотим видеть вырез (например там, где измеряют ширину груди, очень мило). Ставим точку Е, она тоже индивидуальна. Строго подмышкой ставим точку С. В результате получили почти треугольный отрезок от спинки и грудку, которая приобретает такой вид
.
С передом более-менее все понятно, а вот спинку-воротник-рукава, имеющую вид бабочки ("Интересные рукава, пост №7, рис. 3), надо проектировать. Основу ее составляет этот отрезок спинки. От точки В мы по прямой строго перпендикулярно вниз откладываем расстояние, равное длине от той же точки В, но на передней части до т. С (подмышка). Переходим к верхней части бабочки. Она имеет вид длинной относительно горизонтальной кривой, слегка поднимающейся вверх. Высота этого "вверха" равна расстоянию от вершины спинки до уровня середины плеча+расстояние от середины плеча перпендикулярно вниз до уровня точки С. Длина же этой кривой равна расстоянию от вершины спинки вперед через плечо и вниз до точки Е (вырез)+ расстояние от Е до С. Остались еще три кривых сбоку. Две поменьше, устремляющиеся друг к другуи обозначеные СD, - это стороны рукава, которые надо сшить. По их пропорциям где-то 20 см. Теперь длинная относительно вертикальная кривая. В ее длину должно войти следующее: свободный обхват руки и еще дополнительая длина, достаточная для того, чтобы срез рукава притянуть к вырезу в точке Е и еще заложить в складочки. При этом полотнище рукава сзади д.б. длинее, ближе к полу, чем это полотнище спереди, поэтому бабочка имеет именно такой вид.
Начинаем собирать. Уголки полочки, заходящие на спинку, должны сойтись в точке А.

Начинаем монтировать туда спинку-бабочку. Соединяем спинку и полочку по линии АВ. Получили крылышки
.
Приспосабливаем прямую ВС от бабочки к кривой ВС на основной части.
.
Закидываем выступающие крылья вперед через плечи и фиксируем сначала точки Е друг к другу, а потом соединяем линии ЕС. Сформировались рукава, которые сшиваем (или сперва сшиваем рукава, а потом закидываем вперед...)
.
Теперь задираем край рукава к вырезу в точке Е и делаем складку.
.
Вот тут я до конца сделать не смогла, слишком широкий у куклы плечевой пояс оказался.
И все. Наверняка д.б. очень красиво, я такое себе сделаю, оно и руки прикрывает, очень выигрышное платье...
Простите, если говорила об очевидным. но так увлеклась процессом...
Боюсь, что картинки крупноваты, но вроде бы меряла...

«Когда женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней», — сказала однажды Мадлен Вионне. Это стало ее жизненным принципом, который она пронесла через всю жизнь. Вы спросите, кем же была эта женщина с замысловатым именем: может быть, философом или заядлой феминисткой. Нет, Вионне была виртуозным модельером, оставившим неизгладимый след на страницах истории моды, она создала свой стиль, которому следовали миллионы женщин по всей планете.

Мадлен хоть и была названа критиками «королевой косого кроя», совсем не имела в своей родословной благородных кровей. Напротив, она родилась в бедной семье 22 июня 1876 года в маленьком французском городке Альбервилле. Девочка с ранних лет мечтала стать архитектором, однако им было суждено не воплотиться в жизнь. Вионне пришлось бросить школу в 12 лет и работать помощницей портнихи. Родители не возлагали на дочь надежд, отсутствие финансовой независимости не позволяли им жить ради Мадлен. Не имея полного образования, она не имела больших перспектив, казалось судьба уже все решила за девушку, однако та однозначно решила – все будет по-моему. И так и случилось: в 18 лет девушка переехала в Париж и устроилась в модный дом «Винсент» швеей. Перед ней открылся совершенно иной мир, в котором жила красота, которую бедная девочка из провинции никогда не видела.

О личной жизни Вионне известно очень мало, в юношеском возрасте Мадлен вышла замуж за эмигранта из России, что потом обернулся трагедией. Девушка родила дочку, однако малышка скоропостижно скончалась. Этой потери брак не выдержал, вскоре супруги развелись. Потеря ребенка сказалась на всей жизни Вионне, как известно, она до конца жизни оставалась в одиночестве, один на один со своей тяжелой утратой. Мадлен видела одну единственную цель — начать творить, ведь мир моды так неожиданно захлестнул ее, мечты о карьере архитектора испарились. Однако в связи с личностными переживаниями девушка не смогла долго оставаться во Франции и отправилась в Англию.

В 22 года Вионне переехала в Лондон, трудности с поиском работы заставили девушку какое-то время работать прачкой. Это было очень сложное время для нее, однако Мадлен не опускала руки. Вскоре ее взяли в модный дом «Кэти О’Рэйли», в нем создавались копии одежды известных модельеров. Девушка работала с энтузиазмом, внезапно поняв, что способна на большее, чем просто копировать чужие идеи. Набравшись сил в Лондоне, Мадлен возвращается в Париж, полная новых идей и желания творить. Ей сопутствует удача: в 1900 году девушка устраивается в одно из самых престижных модных домов того времени Сестер Калло. Успехи и трудолюбие в работе тут же выделили Вионне, в коллективе она стала лучше, а позже одна из сестер сделала Мадлен своей главной помощницей. Многому Вионне научилась у своей наставнице, ведь именно она показала ей истинный мир моды. Так, Мадлен вспоминает мадам Гербер: «Она научила меня создавать роллс-ройсы. Без нее я выпускала форды.»

Мадлен многому научилась в модном доме сестер Калло, но поняла, что нужно идти дальше. Перейдя к знаменитому Жаку Дусе, начинающий дизайнер работала закройщицей. Роскошные туалеты, влиятельные покупатели и шарм самого владельца модного дома внушали Вионне невероятный энтузиазм. Творческий порыв был настолько силен, что обескуражил и даже напугал метра моды. Политика Мадлен была слишком жесткой, она на прямую говорила Дусе о том, что стоит отказаться от корсетов и подкладок, меняющих фигуру. Залог красоты по ее мнению – усердная работа над собой и собственным телом, одежда должна подчеркивать все достоинства, но никак не скрывать недостатки. Работа у знаменитого модельера закончилась для нее громким скандалом, Вионне, посмевшая диктовать каноны моды самому Дусе, была отстранена от работы. Но это не отбило желание у начинающего дизайнера продолжить свой путь. В 1912 году Мадлен открывает свое ателье, однако и на этот раз жизнь словно ставит перед женщиной преграду – начинается Первая Мировая война, перечеркнувшая планы Вионне. Но модельер находит в себе силы переступить через это препятствие, ателье начало работать в 1919 году, Мадлен слишком долго ждала, пора начать творить.

Война изменила не только людей, но еще и их взгляды, постепенно мир моды начал склоняться к простоте, которую так прославляла Мадлен. Не умея рисовать, она подходила к созданию туалетов при помощи математического склада ума. Соблюдение пропорций и креативность мышления помогли ей прославиться. За эти навыки дизайнер и получила титул «архитектор моды». Изначально костюмы не создавались на бумаге, как это делали прочие кутюрье, Вионне создавали платья на манекене. Долгая, кропотливая работа не надоедала Мадлен, она стремилась к идеалу.

Один из первых показов Вионне поразил публику и затем породил целую вереницу скандалов. Мадлен всегда предпочитала в своих моделях использовать тонкие летящие ткани, не сковывающие движений. Так, она использовала шелк, атлас, кепа, которые так и струились по женской фигуре. Своим маникенщицам дизайнер запрещала носить нижнее белье, что стало настоящим откровением для общества того времени. Эту идею посчитали слишком откровенной даже для свободных нравов Парижа.

Главным новаторством в творчестве Мадлен считается именно косой крой, без которого невозможно представить моду 30-х годов. Этот способ шитья позволял ткани идеально облегать фигуру. Удивительность творений кутюрье заключалась в том, что на вешалке платья смотрелись совершенно бесформенно, однако стоило их примерить и они сидели как влитые. Этот успех она объясняла тем, что любой наряд должен подстраиваться под человеческое тело, под его особенности фигуры и потребности. Крой и форма наряда должны быть индивидуально подобраны под него.

Как ни странно, но Вионне была достаточно равнодушна к цветам, в ее моделях присутствовала практически вся цветовая палитра: от теплых до холодных тонов. Намного больше дизайнера интересовали ткани. По специальному заказу модельера поставщик материалов для ателье Вианни Бьянчини-Ферье создало новую ткань – смесь шелка и ацетата. Вскоре работами Мадлен заинтересовались самые богатые и влиятельные женщины по всему миру. Этому способствовало активное развитие бренда. В 1923 году количество клиентов было на столько велико, что пришлось открыть новое ателье намного больше и просторнее прежнего на улице Монтень. Через год о кутерье заговорила и вся Америка На пятой авеню открылось представительно модного дома Вианни в Нью-Йорке.

Платья Медлен производили настоящий фурор, ведь она придумала совершенно новые формы деталей в форме ромба и треугольника. Она являлась модератором образа вечернего платья с капюшоном и пальто с подкладкой того же цвета и ткани, что и сам наряд. Вианне прославляла не только свободу движений в одежде, она была уверена в том, что одежда освободит женщин от пустых стереотипов. Так, появились платья без застежек или пуговицах на спине. Модели долгое время учились самостоятельно одевать их без посторонней помощи. Эти туалеты были созданы для танцев, их обладательница могла свободно водить машину. В работах Вионне сочеталась простота и роскошь, которая покорила самых стильных и известных женщин всего мира.

В середине 30-х она почти отошла от косого кроя, последовав примеру других модельеров, стала интересоваться античным стилем. Узлы, жгуты, сложный крой, тякучие ткани — все это стало отражаться в работах Медлен, также пользовавшихся успехом.

Как и многие другие кутюрье того времени, Вианне боялась плагиата, поэтому она пришивала к своим моделям бирки и даже придумала лейбл своего модного дома. Новаторством в этой сфере стали альбомы, своего рода первые каталоги одежды, в которые дизайнер помещала фотографии платьев и нарядом с трех ракурсов. Таких альбомов за период своего творчества Вионне выпустила 75 штук.

Медлен стала первой, кто начал воспринимать работу манекенщицы всерьез, выплачивая большую зарплату, организовывая материальную помощь при болезни. Вионне создала даже туристическое агентство и больницу при модном доме для работниц. Именно она сделала работу модели престижной, этот стереотип остался и посей в нашем мире.

Однако при всем успехе и популярности бизнеса кутюрье, он потерпел крах. Наступление Второй Мировой войны поставило крест на дальнейшем его развитии, и в 1940 году модный дом Вионне был закрыт. Еще долгие 36 лет Мадлен следила за жизнью моды, но находясь в полном забвении.

Она умерла в 1975 году, совсем не много не дожив до своего 100-летия. Вионне показала миру пример, как можно подняться на ноги, не опускать руки при самых тяжелых жизненных обстоятельствах. Она подарила женщинам ощущение легкости, нежности, в каждую свою работу она вложила часть души, наверное, именно это сделала ее одной из великих кутюрье 20 века.

Память о ней сейчас возрождается, в 2007 году модный дом Вионне снова открыл свои двери. Владелец компании Арно де Люммен ценит и чтит память о знаменитой владелице дома. Сейчас арт-директор компании Хусейн Чаян, который совсем не давно представил свою коллекцию. Стоит сказать, что дизайнер не отошел от тех принципов, которые заложила Медлен, все те же прямые линии легкие ткани, не сковывающие движения. Стоит только надеяться, что имя Вионне снова засияет на модном небосводе.

Имя Мадлен Вионне малоизвестно в широких кругах. Гений и классик моды, она творила уникальные платья для аристократок и богемы и потому теперь ее имя служит своего рода паролем среди поклонников Высокой моды.

Madeleine Vionnet (1876 - 1975) - Мадлен Вионне родилась 22 июня 1876 года в бедной семье.

была известным французским модельером. Ее называли "Королевой косого кроя" и "архитектором среди портных". Родившись в бедной семье в Chilleurs-Окс-Буа, Vionnet начала работать, как швея, с возраста 11 лет

С детства Мадлен мечтала стать скульптором, а в школе проявила большие способности к математике, но бедность вынудила девочку оставить школу и стать помощницей портнихи. В 17 лет Мадлен вышла замуж и вместе с мужем переехала в Париж, в поисках лучшей доли. Дела у молодых складывались прекрасно: Мадлен устроилась работать в известный Дом моды Vincent и вскоре забеременела и родила дочку. Однако здесь фортуна отвернулась от молодой портнихи: девочка умерла, брак распался и она потеряла работу. в 18 лет, она бросила мужа....

В таких условиях Мадлен решилась на отчаянный поступок: на последние деньги, не зная языка, уехала в Англию.
Довольно быстро Мадлен устроилась в ателье Кэт Рэйли(в качестве швеи) которое занималось копированием парижских моделей. Благодаря Мадлен за один год заведение известным и процветающим. Самым большим успехом ателье стало свадебное платье, созданное Вионне для невесты герцога Мальборо.

После этого триумфа Мадлен Вионне пригласили работать к себе сестры Калло. Вионне стала главной помощницей старшей сестры, мадам Мари Жербер, и благодаря ей смогла во всех тонкостях понять технику кроя и мир моды
В 1906 году модельер Жак Дузе пригласил Вионне обновить его старую коллекцию. Мадлен убрала корсеты и укоротила длину платьев, чем вызвала неудовольствие кутюрье.
Тогда Вионне создала первую собственную коллекцию. Платья были раскроены "по косой", что придавало изделиям дополнительную гибкость и позволяло облегать фигуру, подобно неизвестному тогда трикотажу. Во время показа Мадлен не хотелось нарушать гармоничность линий, и она потребовала, чтобы манекенщицы надевали платье на голое тело.

Последовал скандал, привлекший к моделям Мадлен внимание свободомыслящих женщин, богемы и дам полусвета. Благодаря этим клиентам Мадлен смогла создать свой собственный Дом моды.
Он открылся в 1912 году. Вот тогда Вионне смогла воплотить в жизнь свои самые разные идеи. Излюбленным методом Мадлен был раскрой "по косой", т.е. под углом 45% к направлению долевой нити, за что ее называли "мастер косого кроя". Вионне редко рисовала свои модели, обычно она делала эскизы, накалывая ткань на манекен около 80 см высотой, а затем увеличивала полученную выкройку и создавала очередной шедевр. Модели обходились минимумом швов, а рельеф достигался за счет разнообразных драпировок и складок. Мадлен восхищали одежды древних греков, но она утверждала, что современные люди должны идти дальше в умении создавать одежду. И она развивала искусство драпировки и кроя до невероятных высот. Каждое платье Вионне было особенным, неповторимым и созданным специально, чтобы подчеркнуть индивидуальность и стиль заказчицы: "Если женщина улыбается, платье должно улыбаться вместе с ней".
Вместе с тем, платья Мадлен Вионне были настоящей головоломкой. Многим клиенткам приходилось обращаться к модельеру, чтобы научиться облачаться в платье. Выкройки даже простых, на первый взгляд, вещей от Вионне напоминали геометрические и абстрактные фигуры. Чтобы расшифровать выкройку и построение одного платья от Вионне, модельер Азедин Аллайя потратил целый месяц!

Самой Мадлен ее творения представлялись простыми, поэтому с 1920 года она постаралась обезопасить себя от подделок: перед тем, как попасть к клиенту, каждое платье фотографировалось с трех сторон и снимки помещались в "Копирайт-альбом". Всего за время работы Дома моды Вионне набралось 75 таких альбомов, на страницах которых отображено около полутора тысяч моделей.

На каждое платье нашивался ярлык, на котором Мадлен ставила подпись и отпечаток своего большого пальца, и эта идея получше, чем наклейки с голограммой, которые тогда еще не были изобретены. Свои модели Вионне старалась не отдавать в магазины, опасаясь, что их будут копировать, зато регулярно устраивала распродажи старых коллекций, которые пользовались популярностью не меньше показов.

Личная жизнь у Мадлен Вионне складывалась неудачно. В 1923 году она вышла замуж за Дмитрия Нечволодова, с которым рассталась в 1943, а оставшуюся жизнь провела в одиночестве.

В 1939 году Вионне выпустила последнюю коллекцию и закрыла свой Дом моды.

Мадлен прожила 99 лет, оставаясь бодрой и в ясном сознании. До последних дней она читала лекции молодым модельерам, которые буквально молились на нее.

О моде Мадлен Вионне отзывалась так: "Я всегда была врагом моды. В ее сезонных капризах есть что-то поверхностное и исчезающее, что оскорбляет мое чувство прекрасного. Я не думаю о моде, а просто делаю платья".

Из нескольких тысяч изделий Вионне уцелело не так уж много вещей. То, что осталось, стало украшением музеев моды в Париже, Лондоне, Токио, Милане и частных коллекций.



выкройки брюк по косой и платья с шарфом.

платье Вионне с заковыристым рукавом:

e1fin wrote in April 8th, 2012

Богиня стиля - иначе об этой женщине и не скажешь. Она не только всегда безупречно одевалась сама, но и создавала потрясающей красоты наряды для своих современниц: среди наиболее знаменитых поклонников ее искусства были Марлен Дитрих и Грета Гарбо.


О Мадлен Вионне, которую современники считали «архитектором моды» и «королевой косого кроя», многие творения которой до сих пор остаются недосягаемыми вершинами haute couture, помнят сегодня лишь единицы.
Ее умение конструировать и, в особенности, техника кроя ткани с геометрическим узором, произвели революцию в пошиве одежды. В мире Высокой моды Вионнк произвела настоящий фурор, введя ввела множество конструктивных новшеств, актуальных и по сей день: крой по косой нитке, круговой крой с фигурными подрезами и треугольными вставками, фасон топа с двумя бретелями, завязывающимися на шее сзади, и воротник-капюшон. Изучив покрой японских кимоно, она стала автором платья, сшитого из одного отреза материи.

Считается, что особый подход к созданию одежды у Мадлен Вионне родился из ее детской мечты: маленькая Мадлен, родившаяся в 1876 году в небольшом городке Альбервилль, мечтала стать скульптором.
Однако ее семья была довольно бедна, а потому девочка вынуждена была сама зарабатывать на жизнь, даже не достигнув 12-летнего возраста: как и многие французские девочки из бедных семей, она отправилась в ученицы к местной портнихе.
Перспективы у Мадлен, даже не получившей школьного образования, были не самые блестящие. Казалось, что жизнь у нее уже определена и не сулит больших радостей.
Даже то, что в 17-летнем возрасте девушка, уже ставшая достаточно опытной швеей, перебралась в Париж и устроилась в модный дом «Винсент», не предвещало радикальных перемен в судьбе.
О личной жизни мадам Вионне известно немного. Похоже, что пережитая в молодости трагедия заставила ее сосредоточиться только на работе и на творчестве. Известно, что в 18 лет она вышла замуж, почти сразу же родила девочку и сразу же ее потеряла. Смерть ребенка разрушила и молодую семью.
С тех пор она (по крайней мере, официально) оставалась одна на протяжении всей своей долгой жизни (а умерла Мадлен Вионне в 1975 году, немного не дотянув до векового юбилея).
Возможно, именно семейная драма заставила ее покинуть Париж. Мадлен едет в Англию, где поначалу берется даже за работу прачки.
И лишь потом ей удается устроиться закройщицей в лондонское ателье «Кэти О"Рэйли», которое специализировалось на копиях популярных французских моделей.
Однако на рубеже веков мадам Вионне, несмотря на молодость, уже вполне дозрела до того, чтобы создавать собственные модели, а не работать над копиями чужих.
Когда она вернулась в Париж, то смогла устроиться в один из самых знаменитых для своего времени Домов моды - сестер Калло. Это принесло Мадлен некоторую известность, и спустя несколько лет ее пригласил работать к себе знаменитый кутюрье Жак Дусе.
Однако сотрудничество с мэтром оказалось не очень удачным. Мадлен Вионне с таким энтузиазмом взялась за творческое осмысление модных идей, что напугала и самого кутюрье, и его клиентов.
Так, например, она ликвидировала мучительные жесткие корсеты и различные подкладки, формирующие фигуру. Именно Мадлен впервые заявила о том, что женскую фигуру должны формировать здоровый образ жизни и гимнастика, а не корсет. Кроме того, она укоротила длину платьев и использовала мягкие облегающие ткани. В довершении всего представлявшие ее платья манекенщицы не носили нижнего белья, что оказалось слишком скандальным даже для свободных нравов Парижа.

Все закончилось тем, что свои новаторские идеи Мадлен Вионне решила реализовывать самостоятельно.
Свое дело она начала еще в 1912 году, однако собственное ателье Мадлен удалось открыть только в 1919 году, поскольку вмешалась Первая мировая война.
В сущности, можно сказать, что модный дом Вионне смог проработать только от одной мировой войны до другой и закрылся на рубеже 1940-1941 годов.

Однако и столь короткая история оказалась весьма насыщенной яркими новаторскими идеями. Причем касалось это революционное новаторство не только создания одежды. Именно Мадлен Вионне можно считать первопроходцем в борьбе с таким современным явлением, как контрафакт. Чтобы защитить свои модели от подделок, она уже в 1919 году стала использовать фирменные лейблы и специально разработанный логотип. Более того, каждая созданная в ее модном доме модель фотографировалась в трех ракурсах, описывалась в подробностях, и все это вносилось в специальный альбом. В сущности, это можно считать вполне квалифицированным прообразом современного копирайта. Кстати, за свою творческую жизнь Мадлен создала 75 таких альбомов. В 1952 году она передала их (а также рисунки и другие материалы) в организацию UFAC (UNION Franfaise des Arts du Costume).

Считается, что именно коллекция Мадлен Вионне и ее так называемые «копирайт-альбомы» стали затем основой для создания знаменитого Музея моды и текстиля в Париже.
Главный принцип Вионне - это то, что одежда должна естественным образом повторять линии женской фигуры; мода должна приспосабливаться к женскому телу, а не тело «ломаться» под причудливые, иногда даже жестокие правила моды.
Вионне работала только в технике так называемой наколки, то есть создавала объемные модели.
Для этого она использовала специальных деревянных куколок, вокруг которых оборачивала куски ткани и накалывала их в нужных местах булавками.

Когда ткань садилась идеально, все то же самое переносилось на фигуру конкретной женщины. В итоге модели Вионне сидели на женщинах, как влитые, полностью приспособившись под линии конкретной фигуры. Для своих нарядов Мадлен использовала креповые ткани, которые придавали туалетам «текучесть» и легкость.
Правда, надевать такую одежду было непросто, и клиенткам Вионне приходилось некоторое время специально тренироваться, чтобы научиться это делать самостоятельно.
Основные эксперименты Вионне относятся к технике кроя. Она ввела в обиход крой по косой, при котором умудрялась делать одежду практически без швов.
Однажды специально для нее создали шерстяные отрезы шириной 4-5 метров, из которых она создавала пальто вообще без швов.
Кстати, именно Вионне придумала комплекты из платья и пальто, в котором подкладка шьется из той же ткани, что и платье. В 60-х годах такие комплекты получили второе рождение.
Стиль Мадлен Вионне ориентировался на геометрические формы. При создании своих моделей она вдохновлялась произведениями искусства в стиле “кубизм” и “футуризм”. Её модели были похожи на скульптурные произведения, отличающиеся асимметричностью формы. Модельер часто упоминала в интервью следующую фразу: “Когда женщина улыбается, ее платье должно улыбаться вместе с ней”.

Дополнением к филигранному крою по косой стали и многочисленные драпировки, многие секреты которых до сих пор не разгаданы.
Особый интерес к драпировкам у Мадлен Вионне появился после ее длительной стажировки в Италии: после начала Первой мировой войны Вионне закрывает свой салон и уезжает в Рим. Изучая историю архитектуры и искусства, в Италии она обрела новый источник вдохновения - античные костюмы. Греческий и римский стили послужили основой для создания серии моделей с невероятно сложными драпировками.

Причем драпировки всегда совпадали с естественными линиями женского тела и никогда не утяжеляли придуманные Мадлен модели.
Мадлен Вионне удивительным образом умудрялась соединять роскошь и простоту. В ее античный стиль прекрасно ложилась и вышивка, однако располагалась она только вдоль основных нитей, и это сохраняло струящийся характер любой ткани.