Природа учит нас понимать прекрасное по одному или нескольким произведениям русской литературы. Природа учит нас понимать прекрасное Чему может научить нас тюлень

Природа учит нас понимать прекрасное.

(К.Г. Паустовский)

Как-то в далеком детстве, гуляя в лесу, я наткнулась на обледеневший куст. Меня настолько поразили причудливые очертания застывшего каскада, что осторожно присев под него, я надолго замерла там, боясь неосторожным движением разрушить эту красоту. Зато в душе - бал: то я принцесса (кто в детстве ею себя не воображал), то Снежная королева, то Золушка, то Хозяйка Медной горы… Кода я пришла туда в следующий раз, то, естественно, уже не нашла своих сказочных чертог. Конечно, нельзя сказать, что с того момента я научилась видеть и понимать красоту, я даже понятия об этом не имела. Но те волшебные минуты помнятся до сих пор. Многое забылось, а то, как каждую весну я приходила в поисках своей сказки, помню.

Недавно по телевизору показали старый фильм по произведению П.П.Бажова «Каменный цветок», и я снова окунулась в мир детства, как и много лет назад восхищалась красотой Хозяйки Медной горы и ее богатств, ничуть не смущаясь бутафорных камней. Ну а как сразу на душу ложится чудесный образ Данилки Недокормыша, с такой любовью описанный Бажовым: «Вот так-то и дошло дело до Данилки Недокормыша. Сиротка круглый был этот парнишечко. Годов, поди, тогда двенадцати, а то и боле. На ногах высоконький, а худой-расхудой, в чем душа держится. Ну, а с лица чистенький. Волосенки кудрявеньки, глазенки голубеньки. Его и взяли сперва в казачки при господском доме: табакерку, платок подать, сбегать куда и протча. Только у этого сиротки дарованья к такому делу не оказалось. Другие парнишки на таких-то местах вьюнами вьются. Чуть что - на вытяжку: что прикажете? А этот Данилко забьется куда в уголок, уставится глазами на картину какую, а то на украшенье, да и стоит. Его кричат, а он и ухом не ведет. Били, конечно, поначалу-то, а потом рукой махнули:

Блаженный какой-то! Тихоход! Из такого хорошего слуги не выйдет». И мы с вами прекрасно понимаем иронию писателя, который вроде бы сокрушается, что нет у парнишки «дарованья» прислуживать. Нигде не могут пристроить Данилку, ни к чему он не пригоден, по мнению неумных «воспитателей». Старый пастух, жалея сиротку, и тот ругался:

« - Что только из тебя, Данилко, выйдет? Погубишь ты себя, да и мою старую спину под бой подведешь. Куда это годится? О чем хоть думка-то у тебя?

Я и сам, дедко, не знаю. Так. ни о чем. Засмотрелся маленько. Букашка по листочку ползла. Сама сизенька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает, а листок широконький. По краям зубчики, вроде оборочки выгнуты. Тут потемнее показывает, а середка зеленая-презеленая, ровно ее сейчас выкрасили… А букашка-то и ползет…

Ну, не дурак ли ты, Данилко? Твое ли дело букашек разбирать? Ползет она - и ползи, а твое дело за коровами глядеть. Смотри у меня, выбрось эту дурь из головы, не то приказчику скажу!»

И неведомо было старому пастуху, что «у этого сиротки дарованье» и талант художника, пытливый ум и неуемное стремление к познанию. Природа не поскупилась, щедро одарив Недокормыша. Любоваться красотой могут многие, но почувствовать ее, пропустить через свое сердце, наполниться ею, обо¬гатиться духовно дано не многим. А Данилко видит красоту и в мире природы (разговор с пастухом), и в человеческих творениях (его “странное” поведение в барском доме, где он засматривался на произведения искусства). Уже в детстве эталоном красоты были для него явления природы: в его музыке «не то лес шумит, не то ручей журчит, пташки на всякие голоса перекликаются». А став признанным мастером, Данила стремится к совершенству, не спит ночами, мучается. В своих творческих исканиях он перерос своего учителя. Старый Прокопьич - лишь искусный камнерез, а Данила-мастер испытывает мучительное беспокойство художника:

То и горе, что похаять нечем. Гладко да ровно, узор чистый, резьба по чертежу, а красота где? Вон цветок. самый что ни есть плохонький, а глядишь на него - сердце радуется.

Он хочет передать в камне красоту живого цветка. Поспорить в творчестве с живой природой. Эту одержимость видит Хозяйка Медной горы. Ведь она открывает свои богатства только людям, наделенным талантом и трудолюбием, бескорыстием и богатством души. Она не враждебна человеческому миру (как гласили легенды), но в то же время чужда ему. Красота, которую Хозяйка может показать Даниле, совершенна, но холодна (вспоминается пушкинская “равнодушная природа”). Хозяйка — воплощённая душа природного царства, и эта душа свободна от тёплых человеческих пристрастий и чувств. Такими же становятся горные мастера: они приближаются к пониманию сути природы, но теряют свою человеческую суть. Человек же, выражая красоту, может одухотворить её своей горячей человеческой душой, и красота в его творениях всегда иная, чем в природе. Цветок Данилы должен был бы получиться не таким, как подземные цветы, если бы он вобрал в себя любовь к Прокопьичу и Кате, и такой красоты никогда не создать ни Хозяйке, ни её подгорным мастерам. Да, видно, душа Данилы была холодновата к миру людей, не дорос он до понимания, что человек способен не просто скопировать природ¬ную красоту, а сотворить нечто иное, одушевлённое его горячим сердцем…

Мы растем, а вместе с нами и наши сказки, созданные такими мастерами слова как П.П. Бажов: перечитывая их, мы извлекаем уроки уже для взрослых; вместе с волшебством теперь мы видим и реальные картины жизни, которые вызывают в нас множество вопросов. Сейчас, когда я прихожу в лес, с улыбкой вспоминаю свои наивные попытки вернуть то, что уже никогда не повторится. Ведь природа как истинный художник не копирует созданные ею шедевры. А люди, взрослея, учатся у нее понимать не только красоту - целый мир.

Свои размышления о взаимосвязи красоты, природы и человека хочу закончить стихами А. А. Фета:

Целый мир от красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало.

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно, - человечно.

Между 1874 и 1883

Использованная литература

1.Малахитовая шкатулка. Сказы. Бажов Павел Петрович. ИГ Лениздат: Лениздат-классика

Не будем… слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она мстит (Ф.Энгельс).

То, что я вижу в природе похоже на великолепный замысел, который мы можем постигать лишь поверхностно. (А.Эйнштейн)

Нет большего преступления, чем насиловать, уродовать, извращать природу. Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, — это и мать, родившая, вскормившая и воспитавшая нас, и поэтому относится к ней нужно, как с своей матери, — с высшей степенью нравственной любви. (Ю.Бондарев)

Природа — это лучшая и объективнейшая учительница при решении самых трудных вопросов науки. (В.В.Докучаев)

Нельзя вырастить полноценного человека без воспитания в нем чувства Прекрасного. (Рабиндранат Тагор)

У нашей природы должны быть миллионы любящих, верных друзей… (Л.М.Леонов)

Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам… (А.И.Герцен)

Человек, который понимает природу, благороднее, чище. Он не сделает дурного поступка. Он прошел «душевный университет». (Л.Леонов)

Сказать человеку: не наслаждайся природой — все равно, что сказать ему -умерщвляй свою плоть . (Д.И.Писарев)

Природа, земля, человек — проблема нравственная, затрагивающая само существование людей как людей. Природа была и должна оставаться учителем человека. (Н.И.Сладков)

Мы с нетерпением ждем сигнала из космоса от далеких цивилизаций. И как-то не прислушиваемся к сигналам, что непрерывно звучат у нас на земле, позывные птиц и зверей… Вслушайтесь в голоса живого! (Н.И.Сладков)

Знания, не рожденные опытом… полны ошибок. (Леонардо да Винчи)

Надо охранять природу во всех ее видах. Охранять саму землю, почву, растительность, воды и воздух. Охранять прекрасный русский пейзаж — тот пейзаж, что сыграл и играет огромную роль в формировании характера русского народа. (К.Г.Паустовский)

Надо иметь не только глаз, но и внутренне чувствовать природу, надо слышать ее музыку и проникаться ее тишиной . (И.И.Левитан)

Природа снова и снова оказывается гораздо богаче наших представлений о ней, а бесчисленные «сюрпризы», которые она преподносит исследователям, делают ее изучение захватывающе интересным . (В.А.Амбарцумян)

Природа — не храм, а мастерская, и человек в ней работник. (И.С.Тургенев)

Будь сыном своей родины, глубоко почувствуй свою связь с родной почвой, сыновне относись к ней, возврати сторицей то, что получил от нее . (К.Д.Ушинский).

Человек никогда не сможет удовлетвориться одним тем, что дала ему природа; деятельное вмешательство его самого будет необходимо» (И.И.Мечников).

Леса — величайшие источники здоровья и вдохновения» (К.Г.Паустовский).

Даже в прекраснейших своих грезах человек не может вообразить ничего прекраснее природы . (Альфонс де Ламартин Грезим)

Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов .(Г.Гейне)

Природа может все и все творит . (Иоганн Гёте)

Природа — вечно изменчивое облако; никогда не оставаясь одной и той же, она остается сама собой. (Ралф Эмерсон)

Природа не знает остановки в своем движении и казнит всякую бездеятельность (И.Гёте).

Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки же и заблуждения исходят от людей. (И.Гёте).

Природа никогда не ошибается; если она порождает дурака, значит она этого хочет (Б.Шоу).

Природа … будит в нас потребность любви (И.Тургенев).

Изучение и наблюдение природы породило науку (Цицерон).

Грандиозные вещи делаются грандиозными средствами. Одна природа делает великое даром (Герцен).

Природа так обо все позаботилась, что повсюду ты находишь чему учиться (Леонардо да Винчи).

Нет ничего более изобретательного, чем природа (Цицерон).

Природу нельзя настигнуть неряшливой и полураздетой, она всегда прекрасна (Эмерсон).

Природу побеждают только повинуясь ее законам (Ф.Бэкон).

Природа не имеет органов речи, но создает языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует (И.Гёте).

Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к ее природе. (К.Паустовский).

Природа есть в некотором смысле Евангелие, громко благовенствующее в творческую силу, премудрость и величие Бога (М.Ломоносов).

Природа всегда права и мудра, если даже мы ее и понимаем недостаточно (И. Гете)

Природа- это единственная книга с великим содержанием на каждом листе (И.Гете)

Природа никогда не обманывает нас; это мы обманываемся (Ж.Ж.Руссо)

Умиление и восторг, который мы испытываем от созерцания природы, — это воспоминания о том времени, когда мы были животными, деревьями, цветами, землей, точнее: это — сознание единства со всем, скрываемое от нас временем (Л.Н.Толстой)

Природа будет действовать на нас со всей своей силой только тогда, когда мы внесем в ощущение ее свое человеческое начало, когда наше душевное состояние, наша любовь, наша радость или печаль придут в полное соответствие с природой и нельзя уже будет отделить свежесть утра от света любимых глаз и мерный шум леса от размышлений о прожитой жизни (К.Г.Паустовский).

Из общения с природой вы вынесете столько света, сколько вы захотите, и столько мужества и силы, сколько вам нужно (И.Зейме)

Природа не признает шуток; она всегда правдива, всегда серьезна, всегда строга; она всегда права; ошибки и заблуждения исходят от людей (И.Гете)

Во всем над чем работает природа, она ничего не совершает поспешно (Ж.Ламарк)

Все совершенствует природа (Лукреций)

Наша любовь к природе объясняется, между прочим, и тем, что природа не испытывает к нам ни ненависти, ни зависти (Акутагава).

Природа говорит так: «либо изучай мои законы, овладевай мной, извлекай пользу, либо я порабощу тебя и, не давая никакой пользы, буду причинять тебе еще и лишения» (Микаэл Налбандян)

Природа нравится, влечет к себе и воодушевляет только потому, что она естественна (В.Гумбольдт)

В природе все мудро продумано и устроено, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости — высшая справедливость жизни (Леонардо да Винчи)

Когда я думаю, что весь мир обречен на гибель благодаря собственному идиотизму, то даже Луна не кажется мне такой уж далекой. С нее, наверное, хорошо видна наша бедная Земля — грязная, запакощенная человеком, самое несчастное из всех небесных тел (Д.Лоуренс)

Человек не может не занимать природа, он связан с нею тысячью неразрывных нитей; он сын ее. (И.С.Тургенев)

Все прекрасное на земле от солнца и все хорошее от человека (М.М.Пришвин).

На золотых приисках случается найти самородок весом в столько-то килограммов, но нет в природе хлеба-самородка. Хлеб сам не родится. Его выращивают золотые руки сеятеля, и хлеб сам становится золотом редчайшего достоинства, без которого немыслима жизнь на нашей планете (Михаил Алексеев).

Медицина есть искусство подражать целебному воздействию природы. (Гиппократ).

Природа — это самая лучшая из книг, написанная на особом языке. Этот язык надо изучать (Н.Г.Гарин-Михайловский).

Вместе с белыми пятнами в природе исчезают и зеленые… (Н.Никитин).

Для иных природа — это дрова, уголь, руда. Для меня природа — это среда, из которой как цветы, выросли все наши человеческие таланты. М.М.Пришвин

От зеленого листа берут свое начало все проявления жизни на земле . К.А.Тимирязев

Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой. В основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).

Лирический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца - символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.

Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:

Распахни мне объятья твои,

Густолистный, развесистый лес.

Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».

Темы стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета - «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.

Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.

Природа учит нас понимать прекрасное По одному или нескольким произведениям русской литературы

Пейзажная лирика составляет основное богатство лирики А.А. Фета. Фет умеет увидеть и услышать в природе необычайно много, изобразить ее сокровенный мир, передать свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика. Фету присуща удивительная тонкость живописца, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой. В основе фетовской поэтики - особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).

Лирический герой Фета стремится слиться с запредельным. Только жизнь в запредельном дает ему возможность пережить состояние абсолютной свободы. Но в это запредельное человека ведет природа. Самый счастливый миг для него - ощущение полного слияния с природой:

Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо листы,

И я слышу, как сердце цветет.

Цветение сердца - символ духовного соединения с природой (причем такого соединения, которое происходит как эстетическое переживание). Чем сильнее захватывает человека эстетическое переживание природы, тем дальше он уходит от реальности.

Обращениям к природе в лирике Фета нет конца:

Распахни мне объятья твои,

Густолистный, развесистый лес.

Лирическому герою хочется соединиться в объятии с лесом для того, чтобы «сладко вздохнуть».

Темы стихотворения «Шепот, робкое дыханье…»: природа, любовь. Свидание в саду. Таинственный полумрак. Безглагольность. «Музыка любви». Фет изображает не столько предметы, явления, сколько оттенки, тени, неопределенные эмоции. Любовная и пейзажная лирика сливаются в одно целое. Ключевые образы лирики Фета - «роза» и «соловей». «Пурпур розы» в финале переходит в торжествующую «зарю». Это символ света любви, восхода новой жизни - высшее выражение душевного подъема.

Растворяясь в природном мире, погружаясь в самые таинственные ее глубины, лирический герой Фета обретает способность видеть прекрасную душу природы.