Презентация на тему "Подготовка к ЕГЭ по литературе. Фет".  А.А. Стихотворения (из кодификатора) Егэ литература фет лирика кимы варианты

Назовите фамилию знаменитого русского поэта XIX века, в творчестве которого современники видели воплощение «поэзии мысли», автора знаменитого четверостишия «Умом Россию не понять...».

Вопрос №2

Назовите поэтическое направление в русской литературе второй половины XIX века, к которому тяготел в своем творчестве Ф.И. Тютчев

Вопрос №3

Как называется художественный прием, позволивший Ф.И. Тютчеву наделять явления природы свойствами живых существ?

Вопрос №4

Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией в стихотворении?

Вопрос №5

Укажите название средства художественной выразитель¬ности, которое использует Ф.И. Тютчев в стихотворении «Осенний вечер», создавая образы осеннего увядания природы: «Ущерб, изнеможенье - и на всем Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовем Божественной стыдливостью страданья»

Вопрос №6

Назовите фамилию русского поэта, о котором Л.Толстой сказал: «И откуда у этого добродушного толстого офицера берется такая непонятная лирическая дерзость, свойство великих поэтов?»

Вопрос №7

Как называется художественный прием, основанный на подборе однородных согласных звуков и придающий звучанию стихотворения А.А. Фета особую музыкальность?

Вопрос №8

Укажите термин, которым в литературоведении называют прием художественной изобразительности, заключающийся в подборе красочных, цветовых эпитетов: «голубой и зеленый огонь», «золотая кайма»

Вариант № 35338

При выполнении заданий с кратким ответом впишите в поле для ответа цифру, которая соответствует номеру правильного ответа, или число, слово, последовательность букв (слов) или цифр. Ответ следует записывать без пробелов и каких-либо дополнительных символов. Ответом к заданиям 1-7 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задания 8-9 дайте связный ответ в объёме 5-10 предложений. Выполняя задание 9, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Выполняя задания 10-14 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Выполняя задание 15-16, опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения. Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

На задание 17 дайте развернутый аргументированный ответ в жанре сочинения объёмом не менее 200 слов (сочинение объёмом менее 150 слов оценивается нулем баллов). Анализируйте литературное произведение, опираясь на позицию автора, привлекая необходимые теоретико-литературные понятия. Давая ответ, соблюдайте нормы речи.


Если вариант задан учителем, вы можете вписать или загрузить в систему ответы к заданиям с развернутым ответом. Учитель увидит результаты выполнения заданий с кратким ответом и сможет оценить загруженные ответы к заданиям с развернутым ответом. Выставленные учителем баллы отобразятся в вашей статистике.


Версия для печати и копирования в MS Word

Укажите жанр, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся про­из­ве­де­ние А.П. Че­хо­ва «Ионыч».


Прекрасно! превосходно!

Умри, несчастная!

И все захохотали.

А. П. Чехов «Ионыч»

Ответ:

Какую фа­ми­лию имеет семейство, де­мон­стри­ру­ю­щее го­стям свои «таланты»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

Прекрасно! превосходно!

Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

Вы кончили курс в здешней гимназии?

О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

Умри, несчастная!

И все захохотали.

А. П. Чехов «Ионыч»

Ответ:

В приведённом фраг­мен­те герои оживлённо беседуют. Как на­зы­ва­ет­ся раз­го­вор персонажей, об­ме­ни­ва­ю­щих­ся репликами?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

Прекрасно! превосходно!

Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

Вы кончили курс в здешней гимназии?

О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

Умри, несчастная!

И все захохотали.

А. П. Чехов «Ионыч»

Ответ:

Установите со­от­вет­ствие между пер­со­на­жа­ми че­хов­ских произведений, рас­кры­ва­ю­щих сущ­ность «пошлого» мира, и на­зва­ни­я­ми этих произведений. К каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столбца.

Запишите в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в порядке, со­от­вет­ству­ю­щем буквам:

A Б В

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

Прекрасно! превосходно!

Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

Вы кончили курс в здешней гимназии?

О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

Умри, несчастная!

И все захохотали.

А. П. Чехов «Ионыч»

Ответ:

В опи­са­нии по­ве­де­ния хо­зя­ев дома скво­зит скры­тая ав­тор­ская насмешка. Каким тер­ми­ном она обозначается?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

Прекрасно! превосходно!

Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

Вы кончили курс в здешней гимназии?

О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

Умри, несчастная!

И все захохотали.

А. П. Чехов «Ионыч»

Ответ:

Во фраг­мен­те пред­став­ле­ны краткие, но вы­ра­зи­тель­ные опи­са­ния внеш­не­го об­ли­ка пер­со­на­жей (например, «мальчик лет четырнадцати, стриженый, с пол­ны­ми щеками»). Как на­зы­ва­ет­ся такое сред­ство ха­рак­те­ри­сти­ки героя?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

Прекрасно! превосходно!

Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

Вы кончили курс в здешней гимназии?

О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

Умри, несчастная!

И все захохотали.

А. П. Чехов «Ионыч»

Ответ:

Укажите ли­те­ра­тур­ное направление, к ко­то­ро­му от­но­сит­ся че­хов­ская проза.


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

Прекрасно! превосходно!

Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

Вы кончили курс в здешней гимназии?

О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

Умри, несчастная!

И все захохотали.

А. П. Чехов «Ионыч»

Ответ:

В чём приведённый фраг­мент «Ионыча» может по­слу­жить ил­лю­стра­ци­ей к вы­ска­зы­ва­нию А. П. Че­хо­ва о том, что «мещанство - страш­ное зло»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

Прекрасно! превосходно!

Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

Вы кончили курс в здешней гимназии?

О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

Умри, несчастная!

И все захохотали.

А. П. Чехов «Ионыч»

В каких про­из­ве­де­ни­ях рус­ских пи­са­те­лей изоб­ра­же­ны быт и нравы обы­ва­те­лей и в чём эти про­из­ве­де­ния со­звуч­ны че­хов­ско­му «Ионычу»?


Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1-В7; C1, С2.

Ну, Котик, сегодня ты играла, как никогда, - сказал Иван Петрович со слезами на глазах, когда его дочь кончила и встала. - Умри, Денис, лучше не напишешь.

Все окружили её, поздравляли, изумлялись, уверяли, что давно уже не слыхали такой музыки, а она слушала молча, чуть улыбаясь, и на всей её фигуре было написано торжество.

Прекрасно! превосходно!

Прекрасно! - сказал и Старцев, поддаваясь общему увлечению. - Вы где учились музыке? - спросил он у Екатерины Ивановны. - В консерватории?

Нет, в консерваторию я ещё только собираюсь, а пока училась здесь, у мадам Завловской.

Вы кончили курс в здешней гимназии?

О нет! - ответила за неё Вера Иосифовна. - Мы приглашали учителей на дом, в гимназии же или в институте, согласитесь, могли быть дурные влияния; пока девушка растёт, она должна находиться под влиянием одной только матери.

А всё-таки в консерваторию я поеду, - сказала Екатерина Ивановна.

Нет, Котик любит свою маму. Котик не станет огорчать папу и маму.

Нет, поеду! Поеду! - сказала Екатерина Ивановна, шутя и капризничая, и топнула ножкой.

А за ужином уже Иван Петрович показывал свои таланты. Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил, предлагал смешные задачи и сам же решал их и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно уже вошедшем у него в привычку: болыпинский, недурственно, покорчило вас благодарю...

Но это было не всё. Когда гости, сытые и довольные, толпились в передней, разбирая свои пальто и трости, около них суетился лакей Павлуша, или, как его звали здесь, Пава, мальчик лет четырнадцати, стриженый, с полными щеками.

А ну-ка, Пава, изобрази! - сказал ему Иван Петрович.

Пава стал в позу, поднял вверх руку и проговорил трагическим тоном:

Умри, несчастная!

И все захохотали.

А. П. Чехов «Ионыч»

Решения заданий с развернутым ответом не проверяются автоматически.
На следующей странице вам будет предложено проверить их самостоятельно.

Назовите ху­до­же­ствен­ный прием, ис­поль­зо­ван­ный Фетом во вто­рой и чет­вер­той стро­фах для вы­ра­же­ния со­сто­я­ния ли­ри­че­ско­го героя.


А. А. Фет, 1877

Ответ:

В тре­тьей стро­фе сти­хо­тво­ре­ния про­ти­во­по­став­ля­ет­ся по­э­ти­че­ский мир «томительных и скуч­ных лет» и мир «звучных вздохов». Как на­зы­ва­ет­ся этот ху­до­же­ствен­ный прием?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

А. А. Фет, 1877

Ответ:

Как на­зы­ва­ет­ся ком­по­зи­ци­он­ный эле­мент произведения, изоб­ра­жа­ю­щий кар­ти­ны при­ро­ды («Сияла ночь. Луной был полон сад...»)?


Прочитайте приведённое ниже лирическое произведение и выполните задания В8-В12; СЗ-С4.

***

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали

Лучи у наших ног в гостиной без огней.

Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,

Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,

Что ты одна - любовь, что нет любви иной,

И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,

Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,

И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,

Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь.

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,

А жизни нет конца, и цели нет иной,

Заря прощается с землею ,
Ложится пар на дне долин,
Смотрю на лес, покрытый мглою,
И на огни его вершин.

Как незаметно потухают
Лучи и гаснут под конец!
С какою негой в них купают
Деревья пышный свой венец!

И всё таинственней, безмерней
Их тень растет, растет, как сон;
Как тонко по заре вечерней
Их легкий очерк вознесен!

Как будто, чуя жизнь двойную
И ей овеяны вдвойне, -
И землю чувствуют родную
И в небо просятся оне.
1858

Одним толчком согнать ладью живую
С наглаженных отливами песков,
Одной волной подняться в жизнь иную,
Учуять ветр с цветущих берегов,

Тоскливый сон прервать единым звуком,
Упиться вдруг неведомым, родным,
Дать жизни вздох, дать сладость тайным мукам,
Чужое вмиг почувствовать своим,

Шепнуть о том, пред чем язык немеет,
Усилить бой бестрепетных сердец -
Вот чем певец лишь избранный владеет,
Вот в чем его и признак и венец!
28 октября 1887

Вечер
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.

Далеко, в полумраке, луками
Убегает на запад река.
Погорев золотыми каймами,
Разлетелись, как дым, облака.

На пригорке то сыро, то жарко,
Вздохи дня есть в дыханье ночном,-
Но зарница уж теплится ярко
Голубым и зелёным огнём.
1855

Учись у них - у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слезы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Все злей метель и с каждою минутой
Сердито рвет последние листы,
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Ее промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.
31 декабря 1883

Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,

Эти ивы и берёзы,
Эти капли - эти слёзы,
Этот пух - не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчёлы,
Этот зык и свист,

Эти зори без затменья,
Этот вздох ночной селенья,
Эта ночь без сна,
Эта мгла и жар постели,
Эта дробь и эти трели,
Это всё - весна.
1881

Шепот, робкое дыханье.
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
1850

Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали,
Как и сердца у нас за песнею твоей.

Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна - любовь, что нет любви иной,
И так хотелось жить, чтоб, звука не роняя,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой.

И много лет прошло, томительных и скучных,
И вот в тиши ночной твой голос слышу вновь,
И веет, как тогда, во вздохах этих звучных,
Что ты одна - вся жизнь, что ты одна - любовь,

Что нет обид судьбы и сердца жгучей муки,
А жизни нет конца, и цели нет иной,
Как только веровать в рыдающие звуки,
Тебя любить, обнять и плакать над тобой!
2 августа 1877

Еще майская ночь
Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор.
Они дрожат. Так деве новобрачной
И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной - и последней, может быть.
1857

Афанасий Афанасьевич ФЕТ
(1820–1892)

А.Фет сказал о своем современнике, удивительном лирике и
мыслителе Ф.Тютчеве, вернее, о только что вышедшем томике его
стихов: «Вот эта книжка небольшая / Томов премногих тяжелей».
То же самое можно сказать и о творчестве самого Фета, лирические шедевры которого не потерялись среди неисчислимого богатства русской поэзии как XIX, так и XX века. Напротив, в каждую новую эпоху они открывают перед читателем особый смысл, новизну содержания и формы.
А.Фет не выходил за пределы так называемых «вечных тем» поэзии, несмотря на то, что жить ему привелось в эпоху социальных споров и бурь - в 60–70-е годы XIX века. Тем не менее в его поэзии воплощен весь XIX век, но по-особому, с чисто художественной, эстетической стороны. Начав творческий путь с подражания своим великим предшественникам, в первую очередь, Пушкину и Жуковскому, он в своих последних стихах затрагивал такие темы, использовал такие приемы, которые современникам были непонятны и порой смешны,и лишь через два десятилетия символисты увидели в Фете своего предтечу и учителя. В его творчестве мы увидим и верлибр, которого в русской литературе просто не было («Я люблю многое, близкое сердцу...»), и смелые метафоры, объединяющие в один неповторимый образ звук и цвет, дух и материю («как мошки зарею, крылатые звуки толпятся»), и завораживающую музыкальность ассонансов и аллитераций, смеловое сочетание разных ритмов, не свойственное традиционной силлаботонике, распространенной тогда в русской поэзии.
Путь А.Фета к творческому совершенству шел стремительно. Только первый его сборник - «Лирический пантеон» - можно считать подражательным. Уже следующие его стихи и циклы: «Элегии и думы»,«Осень», «Снега», «Мелодии» - говорят о формировании поэтического таланта необыкновенной силы и своеобразия. Это поэзия, воспевающая красоту и неповторимость каждого мгновения человеческой жизни, единство природы и человека, личности и мироздания:

И как в росинке чуть заметной
Весь солнца лик ты узнаешь,
Так слитно в глубине заветной
Все мирозданье ты найдешь.
(«Добро и зло»)

В старости А.Фет, выйдя в отставку после 25 лет военной службы,
поселился в собственном имении в Курской губернии. Он много читает: и книги по философии, и мировую поэзию, - занимается переводами античных авторов, размышляет о вечном. Последний его сборник носит название «Вечерние огни». Сожалея о быстротечности жизни и страшась, как и все люди, ее неизбежного и таинственного окончания,
он все же благословляет все живое и обладает той же зоркостью взгляда и остротой чувств, как и в молодости:

Что жизнь и смерть? А жаль того огня,
Что просиял над целым мирозданьем
И в ночь идет, и плачет, уходя...
Покуда на груди земной
Хотя с трудом дышать я буду,
Весь трепет жизни молодой
Мне будет внятен отовсюду.
(1890)

Работа над сопоставительным анализом усложняется, когда перед учащимися ставится задача — найти единство и различия сразу в нескольких стихотворениях обоих авторов. У Тютчева это «День и ночь» (1), «Святая ночь на небосклон взошла…» (2), «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…» (3), «О чем ты воешь, ветр ночной?» (4).

У Фета — «На стоге сена ночью южной…»(1′), «Заря прощается с землею…» (2′), «Благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «От огней, от толпы беспощадной…» (4 ‘) (из цикла «Вечера и ночи»).

Сквозной образ предложенных стихотворений обнаруживается легко и безошибочно. Это образ ночи. Чему он противопоставлен? У Тютчева ночной мир противопоставляется миру дневному (1,2). В этой оппозиции светлое начало связано с образом дня. Он эмоционально притягателен, ему присваивается положительная оценочность: «день отрадный, день любезный», он как «покров златотканый» («золотой покров»), чья «ткань — благодатная». Наконец, прямо говорит поэт: день — «друг человеков и богов». Ночь же, несмотря на то что она святая, страшна; это «бездна безымянная», «с своими страхами и мглами», пропасть темная»; с ночью ассоциируется нечто таинственное, «чуждое, неразгаданное». Человек ночью одинок («на самого себя покинут он», «сирота бездомный»), слабосилен («упразднен ум», «мысль осиротела», «Нет… опоры, ни предела»), испытывает страх («ночь страшна»).

У Фета ночь иная. Ни одной темной краски нет в ее описании. Ощущение эстетического совершенства, эмоциональной притягательности исходит от этого образа: «благовонная ночь, благодатная ночь…» (3′), «лазурная ночь» (3′, 4′), «полночь безмолвна, кротка, серебриста» (4′), «огни (звезды) золотые горят» (3′). Его стихам свойственна оппозиция «мир ночного неба» — «мир ночной земли».

Ночное небо предстает с «сонмами звезд», «хором светил, живым и дружным», «небесной зарей», месяцем. Земля ночью также прекрасна. Она, «как смутный сон немая», — тиха. Сад ли перед нами или стог сена, или лес и долины — неважно. Этот мир русской природы, которая ночью умиротворена. Самые громкие звуки здесь — плеск ключа, шепот струй воды, напев гитары.

Есть ли пропасть между этими мирами? Нет. Есть грань… Но! Есть и готовность слиться. Связующим звеном может стать человек, деревья, звезды, месяц — образы как небесного, так и земного мира.

Прежде всего, лирический герой ощущает тонкую связь с миром ночного неба, таким близким, в котором он «все невозвратнее тонет»:

Я ль несся к бездне полуночной,

Иль сонмы звезд ко мне неслись?

Обращается к ночи:

Все бы слушал тебя.

Один из своих излюбленных приемов — олицетворение — использует Фет, чтобы показать связь и между неживыми образами того и другого мира: «распахнется окно / Поглядеть в серебристую ночь», «месяц в лицо прямо смотрит», «От людей утаиться возможно,/ Но от звезд ничего не сокрыть…». Деревья «как будто, чуя жизнь иную / И ей овеяны вдвойне, / И землю чувствуют родную /И в небо просятся оне» (небо, конечно же, ночное.

Ночь пробуждает в человеке не страх, а мысли о вечном, чистом (полночь «видит…, что вечно и чисто, что навеяно ею самой…»). Ночь — олицетворение высшего человеческого предназначения, жизни его души и духа. Иными словами, ночь открывает человеку небо (дух!), отрешая его от дневной суеты земной жизни (материя!). Эта мысль довольно понятна ученикам. Труднее бывает постичь смысл образов стихотворений Тютчева. Почему в ночном (чуждом и неразгаданном!) мире человек узнает наследье родовое (т.е. что-то изначально присущее роду человеческому вообще), а светлое и живое (дневное начало!) чудится ему всего лишь сном, чем-то нереальным? (2) Не парадоксален ли конец стихотворения? И почему бездной поэт называет еще и душу человека (в душе своей, как в бездне, погружен)? Нет ли здесь сближения, разгадки? Несомненно.

Две бездны — бездна ночного неба и бездна души человека — имеют единые черты. Они непостижимы, иррациональны, неупорядоченны, и человеческое сознание не в силах постичь законы, которым они подчинены. Поэтому ночь и пугает человека, и манит одновременно. Одно из лучших стихотворений, в котором сближены два эти образа — «Как сладко дремлет сад темно-зеленый…».

Образ ночного сада в начале стихотворения дан в поистине фетовской манере. Здесь переливы цветов (темно-зеленый, голубой, убеленный, золотой) и гармоничных звуков (музыки дальней, говор ключа), природа изображена в состоянии покоя («изнемогло движенье», «труд уснул», «спящий град»). Но это — не картина ночи, это картина уходящего дня. И все изображение еще носит отпечаток его гармонии, упорядоченности и красоты.

Настоящую тютчевскую ночь мы видим только в последних пяти строках. Проснулся чудный, еженочный гул… гул непостижимый. Какие ассоциации рождает этот образ? Гул — нечто немузыкальное, а значит, дисгармоничное; стихийное, а значит, неуправляемое и опасное, страшное. Если Фет рисует ночное небо как гармоничный космос, то Тютчев как хаос. И это слово звучит в последней строке — «хаос ночной». Откуда этот гул? Его рождает не природа. Это гудят смертные (значит, человеческие) думы, освобожденные сном. Так в сознании поэта сближается мир человеческой души и природы. Критерий сближения — дисгармоничность, непостижимость, неуправляемость.

Образ ветра ночного («О чем ты воешь, ветр ночной?») — олицетворение стихийности мира.

Ветер издает не гул, а вой, но смысл звучания тот же — это голос стихии, враждебной человеку. И вновь парадокс — голос ветра понятен человеческому сердцу. Потому что звуки сердца тоже могут быть неистовыми, потому что хаос чувств сердечных и хаос мира — родимый. Душа ночная, жаждущая слияния с общим хаосом представляется стихией, дисгармонией.

А.Д.Баландина