Презентация на тему "мир грибов". Презентация на тему "мир грибов" Что такое гриб окружающий мир

Окружающий мир - 3 класс на тему: Грибы

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе (в соответствии с ФГОС)
Тема: «Грибы»

Цель: сформировать представления о грибах как об особом царстве живой природы; познакомить с особенностями строения и разновидностями грибов; дать понятие микроскопические грибы; формировать представление о роли грибов в жизни растений, животных и человека; воспитывать бережное отношение к природе
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Планируемые результаты: Предметные:
- знать о наличии царства грибов
- находить и перечислять части гриба
- знать разновидности грибов
- знать съедобные и несъедобные грибы;
Метапредметные:
- сравнивать грибы и растения и находить отличительные признаки;
- сравнивать свои выводы с текстом учебника;
- классифицировать грибы на две группы: съедобные и несъедобные;
- формулировать правила сбора грибов;
- строить монологическое высказывание, учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений, осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации,
- работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, схема);
Личностные:
- осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека
- осознавать важность правильного сбора грибов;
- осознавать значение бережного отношения к природе
Оборудование: ноутбук, мультимедийный проектор, интерактивная доска, цифровой микроскоп, система оперативного контроля «PROCLass», кусочки плесневого хлеба, карточки с текстами для работы в группах, сигнальные карточки, презентация к уроку, тест «Грибы» (презентация), учебник «Окружающий мир. 3 класс» Н.Ф.Виноградова

Ход урока.

I Организационный момент.
- Прозвенел весёлый звонок,
Позвал вас, ребята, на урок.
- Сегодня у нас необычный урок окружающего мира. (Слайд 1: Название предмета: окружающий мир, класс 3.) Давайте покажем, как мы умеем работать, быть активными, внимательными.
II Актуализация знаний.
- Вспомните, какая бывает природа? (Живая и неживая)
- Что относится к живой природе? (Животные, растения, грибы и др.)
- А что относится к неживой природе? (Воздух, вода, Солнце и др.)
- Назовите признаки живых организмов. (Питание, движение, дыхание, рост, развитие и др.)
- К какой группе относятся бактерии? (Живая природа)
III Целеполагание и мотивация.
- Сегодня на уроке мы подробно познакомимся с удивительным царством живых организмов. А каким, вы узнаете отгадав загадку:

Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
(Гриб)
- Мы совершим путешествие в царство грибов. (Слайд 2: Картинки с изображением грибов). Как вы думаете, какой у нас план урока? (Строение грибов. Виды грибов. Значение грибов в природе. Как грибы использует
человек).
IV Изучение нового материала. 1. Знакомство со строением грибов. (Фронтальная работа)
- Как вы думаете, из каких частей состоит гриб? (Слайд 3: Картинка-схема «Строение гриба» (плодовое тело: шляпка, пенёк и грибница)
- У гриба различают подземную часть – грибница. Она располагается в почве, образована из ветвящихся трубчатых нитей. Очень похожа на паутину. Чтобы грибница росла, необходимы тепло, воздух и влага. Наземная часть у грибов называется плодовым телом. В плодовом теле различают шляпку и ножку (пенек).
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 40. Какие грибы здесь изображены?
- Сравните по внешнему виду. Сделайте вывод о разнообразии плодовых тел у грибов.
2. Работа в группах (две). - Определитесь, кто будет ответственным организатором в группе. (Задания: 1 гр. Выявление отличий грибов от растений (учебник стр.41) 2 гр. Знакомство с видами грибов. Размножение грибов (учебник стр. 42)
3. Сообщения групп. 4. Обобщение учителя. Выводы. - Долгое время грибы относили к царству растений. Однако в настоящее время их выделяют в отдельное царство. К нему относится около 100 000 известных видов.
- Назовите главные отличительные признаки грибов. (Слайд 4: Выводы: 1.Грибы не имеют зелёной окраски. 2.Грибы не могут, как растения, создавать питательные вещества.)
- На какие группы можно разделить грибы? (Слайд 5: Виды грибов: шляпочные, трубчатые, пластинчатые.)
5. Знакомство с микроскопическими грибами.
- Грибы – удивительные живые существа. Некоторые живут рядом с нами, в наших домах и квартирах, а мы их даже не замечаем. Например, оставьте в хлебнице или в закрытом целлофановом пакете куски белого или черного хлеба на несколько дней. Они покроются пятнами белой, желтоватой или зеленой плесени. На хлебе, варенье и других продуктах поселяются плесневые грибы. (Слайд 6: Картинки с изображением плесневых грибов) Их можно рассмотреть только под микроскопом.
Работа с цифровым микроскопом:
- Рассмотрите плесневый гриб на кусочках хлеба под микроскопом. Он называется мукор.
- Под микроскопом заметны тонкие бесцветные ветвящиеся нити.
6. Физминутка (Слайды 7, 8, 9, 10, 11 Картинки к словам физминутки)
Все зверушки на опушке (маршируют на месте)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут вприсядку, изображая белочек)
Рыжики искали.
Лисичка бежала, (бег на месте)
Лисички собирала.
Скакали зайчатки, (скачут)
Искали опятки.
Медведь проходил, (идут, изображая медведя)
Мухомор раздавил. (Правильно ли он сделал?)
7. Значение грибов в природе и жизни человека. Правила сбора грибов.
(Беседа с показом слайдов, работа на интерактивной доске)
- Грибы в природе играют очень важную роль. Какую?
-Уничтожая растительные и животные остатки, они выполняют большую санитарную работу по очистке окружающей среды, создавая полезные вещества. Без деятельности грибов на Земле накапливались бы высохшие листья, истлевшие деревья и животные. (Слайд 12: Фотографии грибов об их роли в природе)
- Как человек использует грибы?
- Съедобные грибы называют иногда растительным мясом. В них много необходимых организму питательных веществ и витаминов. (Слайд 13: Картинки: съедобные грибы в корзине, блюда с грибами)
- Помимо того, что человек использует грибы в пищу, они имеют другое значение. Вспомните, пожалуйста, ваши мамы и бабушки пекут пирожки. Но сначала нужно замесить тесто. Что они добавляют в него? (Дрожжи).
- Дрожжи не совсем похожи на привычные нашему вниманию грибы. Это мелкие одноклеточные грибы. Они осуществляют процесс брожения, благодаря которому тесто становится пышным. Человек научился использовать дрожжи в хлебопечении. (Слайд 14 Картинка: дрожжи)
- Некоторые грибы произрастают под деревьями. Какие?
- Нужно сказать, что они являются «неразлучными друзьями». (Слайд 15: Картинка: грибы рядом с деревьями) По названию гриба можно определить с каким деревом он «дружит». Грибы очень привязаны к своим деревьям. Грибница срастается с корнями деревьев, образуя «грибокорень». Такая дружба выгодна и грибу, и дереву. Грибница гриба оплетает корни деревьев и получает от них готовый сахар. Гриб же дает дереву питательные вещества, которые он берет из почвы.
Из – за этого ученым не удается пока вырастить на грядках подберезовик, подосиновик, рыжик. Но известно, что если взять старый гриб, измельчить его, смешать с водой и этим раствором полить корни деревьев в молодых лесополосах, то через 2 – 3 года здесь можно собирать грибы.
- Некоторые несъедобные грибы употребляют в пищу животные: сороки, белки. А лоси проглатывают эти грибы целиком. Мухоморы для лосей являются лекарством. (Слайд 16: Картинки, фотографии: грибы и животные)
- Давайте вспомним, какие правила необходимо соблюдать при сборе грибов? (Ответы детей. Показ слайда 17: Правила сбора грибов)
- Собирать только известные вам грибы;
При собирании грибов использовать ножик, срезая гриб, а не вырывая его из земли. (Почему?)
Ни в коем случае не собирать грибы со старым плодовым телом.
В процессе приготовления грибы обязательно отваривают, а затем используют для приготовления блюд.
При первых признаках отравления срочно обратиться к врачу.
-Какие грибы относятся к съедобным, а какие к ядовитым? (Задание на интерактивной доске: « ПОЛОЖИ СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ В КОРЗИНУ»)

V Закрепление изученного.

(Работа в системе оперативного контроля «PROCLass» Дети выполняют тестовые задания по теме «Грибы» (задания на заготовленной презентации)
1.Тестовые задания по теме «Грибы» (на презентации):
1. Как называется основное тело гриба:
А) плодовое тело
Б) грибница
В) споры
2. Чем делится гриб с деревом?
А) водой
Б) сахаром
В) корнями
3. Какой гриб лишний?
А) подберёзовик
Б) подосиновик
В) мухомор
4. Грибы, которые используются в производстве хлеба:
А) кефирный гриб
Б) дрожжи
В) желчный гриб
5. Самые маленькие и самые примитивные живые существа на Земле – это…
А) грибы
Б) насекомые
В) бактерии
6. Грибы относятся к ….
А) царству растений
Б) царству животных
В) отдельному царству
2. Результаты теста.

VI Итог урока.

Наше путешествие в царство грибов завершилось. Чему научились на уроке?
Рефлексия: «Я узнал…»
«Я научился…»
«Я могу…»
Домашнее задание: учебник стр.39 – 44, рабочая тетрадь на печатной основе: задание на стр. 23, упр. 44.
Самооценка:
-Выберите сигнальную карточку
Критерии оценивания: зелёный цвет - всё понял, жёлтый цвет - понял, но не всё; красный цвет - многое непонятно.

Царство грибов очень разнообразно. Учёным известно около 100 тысяч видов этих организмов.

Грибы, которые мы обычно видим в лесу, состоят из шляпки и ножки. А под землёй от ножек тянутся в разные стороны тонкие белые нити. Это грибница - подземная часть гриба. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как растения. Они поглощают питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и животных. При этом грибы способствуют разрушению остатков организмов и образованию перегноя.

Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями (см. рис. 2). Нити грибницы срастаются с корнями деревьев и помогают им всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений те питательные вещества, которые растения производят на свету. Так грибы и деревья помогают друг другу.

А ещё грибы нужны лесу потому, что ими питаются многие лесные животные. Грибы - богатство леса. Относись к ним бережно! Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России. Они нуждаются в особой охране.

Грибы из Красной книги России

Грибы съедобные и несъедобные

Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи, поэтому детям собирать грибы можно только со взрослыми. Сравним и научимся различать съедобные и несъедобные грибы.

1. Внимательно прочитайте описания грибов-двойников. Найдите их на рисунке. Выделите отличительные признаки.

  1. Белый гриб.
  2. Шляпка снизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе остаётся белой. Съедобный гриб.

    Желчный гриб (ложный белый) . Шляпка снизу розовая, на ножке рисунок в виде чёрной сеточки, мякоть на срезе розовеет. Не ядовитый, но очень горький гриб!

  3. Опёнок осенний.
  4. Шляпка снизу желтовато-белая с тёмными пятнышками, на ножке кольцо, мякоть белая с приятным запахом. Съедобный гриб.

    Ложноопёнок кирпично-красный. Шляпка снизу тёмная, на ножке кольца нет, мякоть желтоватая с неприятным запахом. Ядовитый гриб!

  5. Шампиньон.
  6. Шляпка снизу розовая или фиолетовая, внизу на ножке нет мешочка. Съедобный гриб.

    Бледная поганка. Шляпка снизу белая, на ножке внизу разорванный мешочек. Смертельно ядовитый гриб!

2. Прочитайте правила сбора грибов. Какие из них вам уже известны, а какие оказались новыми? Всегда соблюдайте эти правила.

Как собирать грибы

  1. Собирай только те грибы, которые хорошо знаешь. Ведь среди грибов немало ядовитых.
  2. Когда ищешь грибы, не разрывай и не раскидывай в стороны листву, мох. Грибница, оказавшись под лучами солнца, может высохнуть и погибнуть.
  3. Чтобы не повредить грибницу, лучше всего срезать грибы ножиком.
  4. Не надо брать старые грибы. В них может быть опасный для человека яд.
  5. Нельзя собирать грибы возле шоссейных дорог и промышленных предприятий, в городских скверах. В этих грибах накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в окружающую среду автомобили и предприятия.

Проверь себя

  1. Из каких частей состоит гриб? Найди эти части на схеме.
  2. Как грибы связаны с деревьями?
  3. Какое значение для леса имеют грибы?
  4. Какие ты знаешь съедобные и несъедобные грибы?
  5. Как правильно собирать грибы?

Задания для домашней работы

  1. Запиши в словарик: грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы.
  2. В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «Кому нужен мухомор». Хорошо ли хотел поступить Серёжа?
  3. Используя атлас-определитель, вылепи из пластилина несколько съедобных и несъедобных грибов. Постарайся передать их отличительные признаки.

Странички для любознательных

Кто такие микробы?

Микробы (микроорганизмы) - это крошечные существа, не видимые простым глазом. Их название происходит от греческого слова «мик-рос» - малый.

К микробам относят бактерии, крошечные грибы (не те, которые мы видим в лесу) и некоторые другие организмы.

Среди бактерий есть опасные для человека, например бактерии, вызывающие ангину или дизентерию. Но далеко не все бактерии болезнетворные. Так, в кишечнике человека живут бактерии, которые помогают переваривать и усваивать пищу. Если они погибнут, человек заболеет.

Некоторые продукты - простокваша, йогурт - получаются в результате работы бактерий, поселяющихся в молоке.

Самые известные микроскопические грибы - это дрожжи. Их добавляют в тесто, когда пекут хлеб, пироги, блины.

На следующем уроке

Узнаем, что каждое живое существо участвует в едином круговороте веществ на нашей планете. Научимся строить модель круговорота веществ.

Вспомни, на какие царства учёные делят живую природу.

Дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим о грибах.

Собирали ли вы грибы?

Расскажите, где и какие грибы вы находили.

Попробуйте припомнить, какие грибы вы знаете.

Верно! Белый гриб, подберезовик, подосиновик, опенок, масленок, сыроежка, рыжик...

Грибы растут в лесах и в поле, на лугах и болотах. Появляются они на земле среди опавших листьев, облепляют замшелые пни и стволы деревьев, встречаются грибы даже под землей.

Что такое гриб?

Гриб — это растение, но растение особенное. Нет у него ни ветвей, ни листьев, ни цветов.

Размножаются грибы спорами. Споры — это крошечные частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры высыпаются на землю, их подхватывает ветер и разносит по лесу или лугу. Из спор вырастают новые молодые грибочки.

У грибов есть грибница. Она похожа на войлочное гнездышко и состоит из огромного числа густо переплетенных нитей. Эти тончайшие, как паутинки, нити называются гифами. Грибные ниточки уходят глубоко в землю. По виду они напоминают корни деревьев и пронизывают подземное пространство вокруг гриба. Через нити-гифы гриб получает из почвы воду и растворенные в ней полезные вещества, нужные ему для роста. Грибницу и расходящиеся во все стороны под землей нити можно сравнить со стволом и корнями дерева. Грибница — ствол, а нити — корни.

Плод этого необыкновенного дерева — гриб, который мы с радостью кладем в корзину или лукошко. У гриба есть шляпка и ножка.

Представляете себе, что ранним утром вы отправились в лес за грибами. В лесу еще царит тишина, между стволами деревьев стелется серебристо-белый туман. Но вот вспыхнули первые лучи зари, они разгораются всё ярче, озаряя розовым сиянием облака. Туман рассеивается, становятся отчетливо видны контуры деревьев, а из зеленого травяного теремка вылетает иволга и звонко распевает свою утреннюю песенку.

Песенка иволги

«Фиу-лиу, фиу-лиу, —

Звонко иволга свистит. —

Утро летнее красиво,

Огоньком роса блестит.

По оврагам пахнет прелью,

Слышно пенье родников,

Под сосною и под елью

Много выросло грибков!»

С давних пор люди не только охотились в лесах на зверей и птиц, но и собирали дары леса — грибы. Собирание грибов называют «тихой охотой».

«В числе разнообразных охот человеческих имеет свое место смиренная охота ходить по грибы, или брать грибы. Я даже готов отдать преимущество грибам, потому что их надобно отыскать, следовательно, можно и не находить; тут примешивается некоторое умение, знание месторождения грибов, знание местности и счастье. Недаром говорит пословица: «Со счастьем хорошо и по грибы ходить». Эти слова принадлежат Сергею Тимофеевичу Аксакову, писателю, знатоку русской природы.

С легкой руки Аксакова собирание грибов получило название «тихой охоты».

Почему же опытные грибники выходят на «тихую охоту» ранним утром, а не в знойный полдень или вечером?

Да потому, что:

«На зорьке росистой

Гриб крепкий, душистый,

А в знойный день —

Как гнилой пень».

Такую поговорку сложил народ.

Говорят еще и так: «Кто раньше встает, тот грибы и соберет, а сонливым да ленивым остается лишь крапива».

Многим грибникам знакомо радостное чувство, когда находишь самый первый лесной трофей — статный крепкий гриб!

«Для меня дороже всего войти в лес, когда в лесу еще сумрачно, и тихо, и нетронуто, и под первой же елью ждет тебя твой первый гриб, как будто он нарочно вышел поближе к опушке, чтобы первым попасть на глаза и обрадовать», — отмечал писатель Владимир Солоухин.

Лесной трофей

Рассвет затаенный, робкий,

Приятный лесной холодок.

Под елью, у самой тропки

Сорву молодой грибок.

Какой он крепкий, ядреный!

Порадовать хочет меня.

Роса на травах зеленых,

Как бусинки из хрусталя.

Я полюбуюсь немножко

Подарком гномов и фей

И положу в лукошко

Свой первый лесной трофей.

Как правильно одеться, отправляясь в лес по грибы?

На ноги нужно надеть резиновые сапожки с шерстяными носками, ведь ранним росистым утром в лесу еще и сыро, и прохладно. Лучше не надевать в лес ничего шуршащего, чтобы не распугать лесных обитателей, и яркого, чтобы не привлекать насекомых. Пчелы и осы могут принять вас за большой нарядный цветок и ненароком ужалить!

Самая подходящая одежда для грибника — спортивный костюм и легкая шапочка.

Главное, чтобы голова, руки и ноги были прикрыты одеждой. Не забывайте, что в лесах водятся опасные насекомые — клещи, укусы которых могут вызвать тяжелую болезнь.

Но представьте, что вы оделись по всем правилам «грибной охоты» и задумались над тем, во что вы будете класть грибы.

Ни ведра, ни сумки, ни рюкзаки для сбора грибов не подходят! Ведь грибочки — нежные, мягкие. Их шляпки легко ломаются и крошатся. Кроме того, срезанным грибам нужно «дышать», а в ведрах и рюкзаках они не только поломаются, но и «задохнутся» — быстро потеряют свою яркую лесную красоту, станут темными и слежавшимися.

Нет, для сбора грибов лучше всего подходят корзины или лукошки, сплетенные из гибких ивовых ветвей, устланные душистым мхом, и кузовки из белой бересты — верхнего слоя березовой коры. Через отверстия в них грибы «дышат», сохраняя ароматную свежесть и красоту.

Положу грибок в лукошко

Положу грибок в лукошко,

Что сплели из веток ивы.

Пусть «подышит» гриб немножко,

Пусть останется красивым!

У многих грибников есть свои заветные места — опушки, поляны, где они каждый год собирают богатый грибной урожай. А ведь грибочки хитрые! Любят, как говорят в народе, «за нос водить». То спрячутся под густой темной елью, то схоронятся в высоких травах возле мшистого пенька, то укроются упавшим листочком. Пройдешь мимо и не заметишь!

Многие грибники знают, что если стоят сухие знойные дни, грибы дружно прячутся под кустами, а после дождей весело разбегаются по полянкам и опушкам.

Знаете ли вы, ребята, как правильно срезать грибы? Можно ли вырывать грибы с корнем?

Верно! Грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей! Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет!

Если вы нашли лесной клад — молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом, а грибницу слегка присыпать землей, прикрыть палой листвой или веточкой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год здесь снова вырос гриб.

Настоящий грибник, найдя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз на мягкую перинку из мха.

Немало русских народных примет связано с тем, где и когда искать грибы. Люди заметили: если «много мошек — надо готовить для грибов много лукошек», а «первый туман лета — верная грибная примета».

Хитрый грибок

Хитрый маленький грибок

В круглой красной шляпке,

Он не хочет в кузовок,

Он играет в прятки.

Притаился возле пня —

Поиграть зовет меня!

Где найти грибок

Если день сухой и знойный,

То в бору смолистом, хвойном

Все грибочки — под кустами,

Под зелеными листами.

Если дождик прошумит,

Если влагой лес омыт,

Вмиг лисички и волнушки

Разбегутся по опушке.

Полюбуйся красотой!

Прежде чем грибок

Положить в кузовок,

Не спеши, постой,

Полюбуйся красотой.

А потом уж не ленись

Грибу низко поклонись.

Срежь его под корешок

Зимой будет пирожок!

Совет грибнику

Присыпь грибницу

Сырой землицей,

Укрой листвою

Да душистой хвоей.

Пройдет годок —

Снова вырастет грибок!

Особенно споро растут грибы в лесах после теплых летних дождей. Такие дождички часто называют «слепыми», или «грибными». «Будет дождик — будут и грибки, а будут грибки, будут и кузовки» — гласит народная мудрость.

Грибной дождь

Близко дождь. Запахло влагой,

Тонкой пылью водяной.

Вижу, в дымке, за оврагом

Косо сыплет дождь грибной.

Входит в лес неторопливо,

Лапкой трогает мохнатой

Стебли крепкие крапивы,

Колокольчики и мяту.

На упавший ствол садится,

Там, где мох и перегной,

И колдует над грибницей:

Ведь недаром он — грибной!

В какие месяцы грибники собирают грибы?

Самые ранние грибы — вешенки, их собирают весной.

«Повесила весна на деревьях вешенки — самые ранние весенние грибы-скороспелки, — пишет о вешенках заядлый грибник, геолог и писатель Петр Сигунов, — Вешенки, словно белки-попрыгунчики, любят лазить по стволам. Заберутся на сухую прелую осину и сидят там на коротких войлочных лапах, свесив толстые кособокие уши... Пахнут вешенки пшеничной мукой. Недаром их зовут еще булочками».

Но большую часть грибного урожая начинают снимать с середины лета вплоть до осенних дней. За осенними опятами ходят в сентябре. Народ приметил: «Если поздний грибок — будет поздний снежок».

В старину на Руси много было дремучих лесов, а в этих лесах полным-полно грибов! «Целые семьи с наступлением сезона оставляли дымные избы, навешивали за спины большие глубокие корзины, брали в руки палки для ощупывания грибов под перегноем опавшей листвы и «исчезали» до холодной осени. Эти «лесные люди» жили исключительно сбором грибов. Они строили себе балаганы, шалаши, выходили их чащобы только затем, чтобы сбыть свой товар скупщикам, поджидающим их на опушке» (К. Серебряков).

В разгар грибного сезона разбредаются по лесу грибники. То и дело слышатся их голоса: перекликаются, аукаются. Иногда люди забредают в глухие чащобы и теряют знакомую тропинку.

Как же не заблудиться в густом лесу?

Оказывается, можно найти дорогу к дому и по грибам! Недаром их называют «живыми компасами». Вы, конечно, знаете, что компас — это прибор, указывающий расположение сторон света: Север, Юг, Запад, Восток. Вот таким компасом и может быть гриб — обыкновенный лесной рыжик!

Эти грибы обычно растут под елями. У рыжиков, растущих к северу от ели, шляпки крупные, ярко-оранжевые, словно литая медь, а у рыжиков, растущих с южной стороны, шляпки небольшие, зеленоватые.

Съедобные грибы, которые мы собираем в лесах, бывают трубчатые и пластинчатые.

У трубчатых грибов нижняя поверхность шляпки похожа на пористую губку. Она пронизана тоненькими трубочками, в которых созревают грибные споры. К трубчатым грибам относятся белый гриб и подберезовик, масленок и моховик.

У пластинчатых грибов нижняя поверхность шляпки покрыта ребрышками-пластинками. К каждой пластинке прикрепляются споры. Когда гриб созревает, пластинки раздвигаются и споры высыпаются на землю. Пластинчатые грибы — грузди, рыжики, лисички, сыроежки, опята.

Кроме съедобных грибов встречаются в лесу и грибы ядовитые. Их лучше обходить стороной! Ни трогать их руками, ни срезать ножом, ни класть в лукошко нельзя!

Называют их «лесными оборотнями», потому что эти грибы похожи на съедобные.

К ядовитым грибам относятся и всем хорошо известный красавец-мухомор и ложные опята, которые ловко подделываются под опята настоящие. Но самый опасный ядовитый гриб — бледная поганка! Даже маленький кусочек этого гриба может погубить человека. В бледной поганке содержится сразу несколько смертельных ядов.

О ядовитых грибах и о том, как отличать их от съедобных, вы узнаете чуть позже.

Давайте вместе подумаем, почему съедобные хорошие грибы так полюбились людям.

Они вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, солить, мариновать и сушить. Всем блюдам грибы придают особенный вкус и аромат! С грибами варят супы, пекут пироги, готовят жаркое.

В грибах содержится немало полезных веществ, поэтому с давних времен их применяли при лечении болезней.

Многие грибы обладают противомикробным действием, в них содержатся антибиотики.

Не только люди, но и звери любят полакомиться грибами. Белочки и бурундуки запасают грибы на зиму по-разному. Белки накалывают грибы на ветки, в бурундуки и барсуки рассыпают их для просушки на стволах поваленных непогодой деревьев.

Какие грибы особенно полюбились лесным жителям?

Белкам нравятся боровики, подосиновики, подберезовики и рыжики. Лоси любят угоститься белыми грибами, а лечатся они мухоморами. Северные олени с аппетитом поедают маслята. Кабаны — грузди. Прежде чем съесть грузди, кабаны топчут их копытами, давят клыками и валяют в грязи. Такое блюдо приходится им по вкусу! Бурундуки и барсуки подсушивают на зиму грузди, лисички и сыроежки.

Как узнают грибники, где искать свое «лесное счастье»? Есть у них свои маленькие хитрости. Заядлые любители «тихой охоты» знают, когда и под какими деревьями искать лесные клады. Вот, например, белые грибы не растут в молодых лесах, они появляются в сосновых и еловых борах, которым не меньше пятидесяти лет. Любят белые грибы расти возле муравейников. Неутомимые труженики-муравьи разрыхлили там землю. Облюбовали «полковники»-боровики и тенистые поляны.

Маслята чаще растут в молодых лесах, перелесках, в солнечных сухих сосняках. Сыроежки украшают разноцветными шляпками березняки, а опята появляются на пнях.

Знают грибники, что если появились волнушки, скоро пойдут и грузди. Если грибники приносят в лукошках из леса белые грибы, то через три недели подрастут и рыжики. Если же облепили пни и стволы деревьев осенние опята — значит скоро запорхают в воздухе, как белые мотыльки, снежинки.

Задумывались ли вы над тем, откуда грибы получили свои названия?

Оказывается, некоторые грибы называют по месту их роста. Например, опенок облюбовал трухлявые пни, а моховик растет во мхах.

Другие грибы получили названия от тех деревьев, под которыми они растут. Подберезовик растет под березой, дубовик — под дубом, подосиновик — под осиной.

Третьи похожи на каких-либо животных. Рыжие лисички — на лисичку-сестричку, свинушка — на толстенькую хрюшку, а гриб ежовник — на колючего ежа.

Правила сбора грибов

Кажется, простое дело срезать гриб и положить его в лукошко, но любители «тихой охоты» обязательно должны запомнить и соблюдать несколько важных правил грибника, чтобы лесные подарки принесли радость, а не беду.

ВО-ПЕРВЫХ, научитесь отличать ядовитые грибы от съедобных. Если заметили ядовитый гриб, не срывайте его, не срезайте ножом, не сбивайте палкой. Лучше обойдите его стороной. Кстати, некоторые ядовитые грибы, опасные для здоровья людей, излечивают от болезней зверей и птиц.

ВО-ВТОРЫХ, собирайте только те грибы, которые вам хорошо знакомы. Никогда не срезайте незнакомые грибы!

В-ТРЕТЬИХ, не кладите в кузовок червивые, изъеденные слизнями, перезрелые грибы. В таких грибах образуются ядовитые вещества, этими грибами можно отравиться!

В-ЧЕТВЕРТЫХ, никогда не собирайте грибы в городских скверах, парках, палисадниках, на бульварах, а также грибы, выросшие вблизи шоссейных дорог.

Почему?

Да потому, что грибы, словно губки, впитывают в себя все вредные вещества, которые накапливаются в почве и содержатся в загрязненном воздухе.

Чтобы не спугнуть удачу, друзья в шутку желают охотникам: «Ни пуха, ни пера», рыболовам: «Ни хвоста, ни плавника», а грибникам давайте пожелаем: «Ни шляпки, ни корешка». Пусть грибы сами на глаза попадаются, а не прячутся под листочками и хвоей, не убегают за пеньки и деревья.

Вопросы для закрепления

1. Что такое гриб?

2. Чем отличаются грибы от других растений.

3. Какие грибы вы знаете?

4. Почему собирание грибов называют «тихой охотой»?

5. Как правильно одеться, собираясь в лес по грибы?

6. Куда лучше класть собранные грибы? Почему?

7. Как срезать грибы?

8. В какие месяцы года грибники собирают урожаи грибов?

9. Почему грибы называют «живыми компасами»?

10. Какие грибы называют трубчатыми?

11. Какие грибы называют «лесными оборотнями» и почему?

12. Какие грибы запасают белочки и барсуки?

13. Какие звери любят угощаться грибами?

14. Какие маленькие секреты знают грибники?






















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.








Назад Вперёд

Цель: Содействовать формированию представлений о грибах как особом царстве живой природы.

Задачи:

  • Изучить виды грибов (шляпочные, плесневелые, дрожжевые)
  • Сформировать у учащихся знания о строении гриба и его функциях.
  • Способствовать формированию умений распознавать грибы.
  • Содействовать приобщению учащихся к бережному отношению к природе.
  • Способствовать развитию познавательного интереса и творческого воображения.

Ход урока

I. Мотивационно-организационный момент.

Долгожданный дан звонок
На урок звенит звонок
Каждый день всегда, везде,
На уроке и в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.

Актуализация знаний.

1) Иллюстрация “Лес” (Презентация 1, слайд 2)

Что изображено на иллюстрации? (лес, природа)

Какая природа изображена? (живая и неживая)

Что изображено из мира живой природы? (растения, животные)

(схема составляется на доске по ходу урока)

2) Определение темы урока. (Презентация 1, слайд 3)

Богаты дары леса. Но в лесу среди травы, под корнями, на поваленных деревьях, в дупле дерева спряталось необыкновенное царство.

Какое это может быть царство? (выслушиваются предложения детей)

Разгадать название этого царства помогут слова.

Какие предположения возникают?

Как можно назвать группу этих слов?

Что можете сказать о них?

Что объединяет слова?

От какого слова образовались?

Какой вывод можно сделать?

Какое царство спряталось в траве, под корнями деревьев? (грибов)

Высказывали ли вы верные предположения в начале урока?

Кто сможет назвать тему урока?

Тема урока: “Грибы”

Что такое гриб? (выслушиваем предположения, мнения учащихся)

Значение, каких слов не можете объяснить? (грибница)

(ставим знак вопроса над словами, значение которых неизвестно)

Кто из вас собирал грибы?

Давайте посмотрим, какие вы грибники.

Назовите, какие грибы вам известны?

Все ли грибы одинаковые?

К какому миру природы отнесём грибы? Почему?

II. Целеполагание. (Презентация 1, слайд4)

Что еще можем узнать о грибах?

Какие вопросы возникают?

Какие учебные задачи поставим для себя на уроке?

1. Узнать, какие бывают грибы?

2. Узнать, где можно встретить грибы? Где растут?

3. Узнать, что такое грибница?

4.Узнать, из каких частей состоит гриб?

5. К какому миру живой природы относятся?

6. Можно ли грибы растить дома?

Чему можем научиться ? (Презентация 1, слайд 5)

1.Отличать съедобные грибы от несъедобных грибов.

2. Научиться распознавать грибы.

III. Исполнительский блок.

1. - Где растут грибы? (Презентация 1, слайд 6)

Какие части растений знаете? (корень, стебель, листья, цветы, плоды)

Есть ли эти части у грибов?

Какая цветовая окраска преобладает у растений?

Имеют ли грибы такую окраску?(не имеют зелёную окраску)

Растения сами создают питательные вещества для своего роста. Грибы не могут самостоятельно создавать питательные вещества. Они питаются готовыми питательными веществами.

Можем отнести грибы к миру растений?

Вывод: Мы не можем отнести грибы ни к миру растений, ни к миру животных. Грибы отдельная большая группа живой природы.

Как можем проверить правильность нашего предположения? (вывода)

(Обратиться к учебнику)

Работа по учебнику “Окружающий мир” стр.23. Доказываем правильность вывода знакомясь с правилом.

На какую из поставленных учебных задач смогли ответить? (Грибы – это грибы, в природе это отдельное царство- царство грибов.) Дополняем схему.

2. Работа в парах. (Презентация 1, слайд 7)

1) Классификация. (На каждой парте конверт с иллюстрациями грибов).

Цель: Способствовать формированию умений распознавать различные группы грибов: шляпочные, плесневелые, дрожжевые.

Ребята, мы выяснили, что вы знаете много грибов. Грибники вы неплохие. Очень важно каждому грибнику уметь распознавать и распределять грибы по группам, какие на засолку, какие на сушку и варку.

Перед вами сейчас стоят задачи:

  • распределить грибы по группам;
  • узнать какие бывают грибы.

Внимательно рассмотрите иллюстрации.

Какие группы получились?

Все иллюстрации подходят к теме нашего урока?

Какие иллюстрации не подходят по вашему мнению? Почему так считаете?

Кто сомневается?

Кто так считает, что все иллюстрации подходят?

Как можем разрешить наши противоречия?

Где найдём объяснение на возникшее противоречие?

(Обратимся за помощью к учебнику)

2) Работа по учебнику “Окружающий мир” стр.21.

Рассмотрите иллюстрации (иллюстрации в учебнике соответствуют иллюстрациям для работы в парах). Прочитайте надписи.

Учебник стр. 22.

Можно ли сказать, что на всех иллюстрациях изображены грибы?

Можем назвать плесень грибом? Почему так считаете?

Вывод:

На всех иллюстрациях в учебнике изображены грибы. Значит, лишних картинок с изображением грибов для классификации нет. Все картинки подходят к теме нашего урока.

Кто теперь сможет правильно распределить картинки с изображением грибов по группам?

Сколько групп получилось? (Получилось три группы: дрожжевые, шляпочные и плесневелые грибы)

С какой целью выполняли задание? (распределили грибы на три группы и узнали какие бывают грибы) (Презентация 1, слайд 8)

Дополняем схему.

Где растут грибы каждой группы?

Где можно встретить плесневелые грибы? (Показываем учащимся яблоко, хлеб с плесенью, дома на продуктах питания)

Используют в медицине для изготовления лекарства.

Какие грибы можно вырастить дома? (плесневелые)

Какие шляпочные грибы изображены на картинках?

Где растут?

На какую учебную задачу смогли ответить? (Узнали, какие бывают грибы. Узнали, где можно встретить грибы и где они растут? Отмечаем)

3) Исследование.

Ребята, как вы думаете, сможем мы с вами вырастить грибы сейчас на уроке?

Предлагаю провести исследование.

Как проводятся исследование?

Структура исследования.

1.Выделение гипотезы.

2.Подбор материала.

3.Проверка гипотезы.

(Структура написана на доске)

Гипотеза: во время урока мы вырастим грибы (или не вырастим).

Цель: выяснить, можно вырастить грибы за время урока?

Задачи:

1.Узнать, какие грибы можно вырастить.

2. Узнать, что необходимо для выращивания грибов в домашних условиях.

3. Определить, сколько времени нам понадобится для выращивания грибов.

4. Успеть вырастить грибы во время урока.

Что можете сказать о дрожжевых грибах?

Кому знакомо слово дрожжи? Где слышали?

(Показываем пакетик с пекарскими дрожжами)

С чем может быть связано слово “дрожжи”? Где используют? Для чего применяют дрожжи?

Вывод: дрожжи используют мамы и бабушки, повара в приготовления теста для пирожков, хлеба.

Ребята у меня есть стакан с теплой водой.

Как вы думаете, что произойдет, если мы высыпим в неё дрожжи из пакетика в стакан с водой? Давайте это выясним.

(Учитель высыпает в воду дрожжи. Отставляет стакан в сторону. Продолжает урок.)

Физминутка (Презентация 1, слайд 9)

На какие вопросы ответили?

Что уже узнали?

Что осталось узнать?

4. Работа в группах. “Строение гриба” мини-проект

Отыскал я их в лесу
А теперь домой несу
Видишь полное лукошко.
Будем жарить их с картошкой.

(учитель показывает корзинку с макетами грибов)

Грибов целая корзинка. Какие красивые шапочки у грибов!

Из чего еще состоит гриб?

Ребята, нам надо у каждого гриба в корзинке определить строение.

Как организуем работу, чтобы быстрее узнать строение гриба? (работать в группах)

С какой целью объединились в группы? Для чего? (Выяснить строение грибов.)

Давайте выполним мини-проект “Строение грибов” (Презентация 1, слайд 10)

Цель: создать плакат “Строение грибов”

1) (От каждой группы подходит представитель и выбирает гриб. Получает конверт с иллюстрацией гриба.(Н/п: “Подберёзовик”, “Белый гриб”).

На конверте имеется план работы в группе и план представления работы: (слайд 11)

1.Рассмотри и изучи иллюстрацию “Строение гриба” в учебнике стр.22.

2.Собери свой гриб.

3.Дорисуй недостающую часть гриба.

4.Определи и напиши название гриба (учебник), подпиши название частей гриба.

5.Расскажи о грибе по плану: цель работы, название гриба, предмет, из чего состоит, для чего служит грибница, съедобный или несъедобный.

Повторим правила работы в группе.

Правила.

Работаем дружно; не шумим; сами говорим и слушаем мнение других.

Как вы оценили работу своей группы:

  • Отлично - голубой кружок показываете;
  • что-то не получилось – красный.

2) Выступление групп, представление работы.(Приложение 2 )

(Повторяем правила слушания.)

Получилось у нас выяснить строение гриба?

Как называется часть гриба, растущая по землёй? (Презентация 1, слайд 12)

На что похожа подземная часть гриба?

На какой вопрос нашли ответ? (Узнали, из каких частей состоит гриб? Узнали, что такое грибница?)

3) Съедобные и несъедобные грибы.

В нашем мини проекте все грибы съедобные?

Какие ещё съедобные грибы знаете?

Какие ядовитые грибы знаете?

Где можем найти более подробную информацию на вопрос? (в учебнике)

(Работа по учебник стр.23)

Дополняем схему.

О каких съедобных грибах говорится в учебнике? (трутовик, маслёнок, сморчок, белый гриб, лисички, подберёзовик, опята, подосиновик, волнушка) (Презентация 1, слайд 13)

Какие ядовитые грибы встречаются в природе? (бледная поганка, сатанинский гриб, желчный гриб, мухомор) (Презентация 1, слайд 14)

Сможете вы отличить съедобные грибы от несъедобных?

Могут ли ядовитые грибы быть полезными?

Исценировка “Мухомор” (презентация творческого проекта)

И чем же я не хорош? У какого гриба ещё такую красивую шляпку встретишь? Красная, с белыми пятнышками...

Ты ещё про кольцо на ножке сказать не забудь, точь-в-точь юбочка.

Ну а злости во мне столько, уж подумать страшно! От меня даже мухи погибают. Замертво падают. Поэтому я, ядовитый. Мухомором и зовусь. В своё время Баба - Яга вместо липучек от мух в своей избушке развешивала.

Да, раз вы такие так с вами никто дружить и не хочет! Грибники стороной обходят. Не то, что нас сыроежек - сразу примечают и корзинку складывают.

Мечтаю хоть бы раз в корзинку со съедобными грибами попасть.

Не были бы такими ядовитыми, и грибники вас в корзинку положили, и звери мимо не проходили, а так от вас никакой пользы.

А вот и неправда! Для некоторых животных я - лекарство. Они мной лечатся, например лось. Я помогаю расти соснам, елям, берёза и другим растениям всасывать из почвы и посылать дереву воду с растворёнными солями. Ещё украшаю лес. Это тоже важно. Поэтому нас нельзя топтать и пинать!

(“Мухомор” показывает знаки, “Сыроежка” плакат с надписью)

О чём узнали из сценки?

Могут ядовитые грибы быть полезными?

На какие поставленные вопросы мы не ответили? (учились отличать съедобные грибы от несъедобных грибов. Учились распознавать грибы)

На какой вопрос осталось ответить?(Можно ли грибы вырастить дома?)

(Давайте, ребята, продолжим наше исследование и посмотрим, что происходит в стакане с дрожжевыми грибами.)

Что видим? (В стакане поднялись дрожжи. В стакан с водой мы высыпали сухие дрожжи. Благодаря воде дрожжевые грибы начали расти, говорят ещё подниматься. Выросли они и заполнили весь стакан. Они съедобны, их можно попробовать на вкус).

О чём мы узнали в ходе исследования?

В результате исследования мы узнали, что дрожжевые грибы можно вырастить за время урока. Для выращивания грибов в домашних условиях нужна теплая вода и сухие дрожжи. Нам понадобилось 15 минут.

Вывод: мы смогли вырастить грибы за время урока.

Наша гипотеза подтвердилась (или не подтвердилась).

IV. Контрольно-оценочный блок.

Отгадай загадку, раскрась отгадку (у каждого учащегося карточка с изображением грибов рис.1)

Проверим, какие шляпочные грибы знаете.

Я в красной шапочке расту (Слайд 15)
Среди корней осиновых
Меня узнаешь за версту
Зовусь я... (Подосиновик)

Красный гриб на тонкой ножке (Слайд 16)
Прибежал на косогор
И сказал: “Хочу в лукошко”-
А в ответ ему Антошка
На не нужен... (Мухомор)

Не спорю, - не белый. (Слайд 17)
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (Подберёзовик)

Ходят в рыженьких беретах (Слайд 18)
Осень в лес приносят летом
Очень дружные сестрички
Золотистые... (Лисички)

К какой группе отнесем эти грибы? (шляпочные)

Выбери правильный вариант ответа. (Слайд 19)

(учащиеся выбирают ответ и показывают сигнальную карточку с кружком красного, синего или зелёного цвета)

  • шляпка, ножка, грибовница
  • шляпка, ствол, грибница
  • шляпка, тело гриба, грибница

Самостоятельная работа. (Слайд 20)

Соотнеси картинку с видом. Раскрась кружок нужным цветом.

  • плесневелые
  • дрожжевые
  • шляпочные

4) Разгадай кроссворд . (Презентация 2, Приложение 1 )

1.Гриб, который растёт под осиной.

2.Он любит берёзки.

3.Рыжий гриб.

4.У этого гриба на шляпе волны.

5.Это гриб можно есть сырым.

(1.подосиновик, 2. подберёзовик, 3.рыжик,4.волнушка,5.сыроежка)

V. Итог. Рефлексия

На какие вопросы нашли ответ на уроке?

О чём узнали?

Чему научились?

На все вопросы нашли ответы?

Что было наиболее интересным?

Какие сложности встретились?

Расскажите, о чём мы сегодня узнали на уроке об особом царстве грибов, опираясь на схему–помощницу. (Схема 3)

1.Всё получилось, я собой доволен, много узнал нового и могу рассказать другому.

2.Понял, узнал новое, я хорошо работал, но рассказать другому не смогу.

3.Ничего не понял, было не интересно.

Домашнее задание.

1.Учебник стр.21-24

2. Попробовать вырастить дома плесневелые грибы.

3. Составить книжку – малышку “Лесное лукошко”, “Необыкновенные грибы”, “Ядовитые грибы” (по выбору)

- маслята
  • https://www.google.ru/search?q - трутовик
  • - волнушка
  • www.udec.ru - подосиновик
  • u - подберёзовик