Что важнее талант или труд. Талант или трудолюбие: Как воспитать гения. Начинаем искать глубоко скрытые таланты

Фигурное катание - несомненно, один из самых красивых видов спорта. Виртуозные вращения и прыжки, от которых захватывает дух, не могут оставить равнодушным ни одного зрителя.

Фигуристы катаются так легко, что кажется, будто в этих невесомых движениях нет ничего сложного. Однако за каждой успешной программой стоит большая работа спортсменов и тренеров.

В «Сириусе» для участников январской смены мастер-класс провела Ольга Орлова, российская фигуристка, трехкратный призер этапов юниорского Гран-при в танцах на льду (2002), участница чемпионата России (2006), тренер группы Нины Михайловны Мозер. На практическом уроке ребята оттачивали технику скольжения и занимались обязательным элементом для соревнований - «дорожкой шагов».

О своём профессиональном пути, первой победе, а также о том, как проявили себя на мастер-классе участники январской смены «Сириуса» Ольга Орлова рассказала в интервью.

- Ольга, как Вы оцениваете уровень подготовки юных фигуристов январской смены «Сириуса»?

Ребята меня приятно удивили. Им легко давались сложные элементы. А самое главное - дети очень внимательные: достаточно было одного замечания, чтобы они исправили ошибку. Ребята на правильном пути, но совершенству нет предела. Спортсменам стоит продолжать работать над хореографией и скоростью.

- А можно ли за одно занятие заметить большой талант?

Можно… вот только одного таланта фигуристу недостаточно. У спортсмена должны быть такие качества характера, как сила воли и упорство. А если к этому набору приложить желание и старание - всё получится.

- То есть важнее не талант, а характер?

Талантливым людям всё легко даётся, но побеждает тот, кто «пашет» с утра до ночи, точно знает, чего хочет, и идёт к своей цели, несмотря на трудности и неудачи.

- Какие наставления тренера могут помочь добиться успеха после обидного поражения?

Для каждого нужно найти свои слова поддержи, чтобы спортсмен понял: даже если сейчас что-то не получается, в дальнейшем всё будет хорошо. Как это важно, помню по собственному опыту. Во время подготовки к Чемпионату России я сильно болела, а нагрузка была колоссальной. Помню свои слёзы на тренировках. Ни о каком успехе я тогда и не думала. В тот сложный момент мой тренер Татьяна Анатольевна Тарасова сказала: «Доверься мне. Я знаю, что делаю». И она была права - мы выступили достойно.

- В каком возрасте лучше всего начинать заниматься фигурным катанием?

Оптимальный возраст - 4-5 лет.

- А можно начать кататься позже и достичь профессиональных вершин?

Думаю, можно. Тому есть яркие примеры. Японский спортсмен Дайсуке Такахаси начал заниматься фигурным катанием только в 10 лет, и в итоге стал чемпионом мира. Джонни Вейр (чемпион США) встал на лёд только в 11 лет. А в 17-18 лет он уже прыгал все тройные прыжки и один четверной. В России набор в школы ведётся, как правило, с 4-5 лет. Ребёнку, который хочет пойти в фигурное катание, например, в 10 лет, нужно будет начать с частных уроков, на которых его подтянут до того уровня, где сейчас находятся сверстники.

- Во сколько лет Вы встали на лёд и почему выбрали фигурное катание?

В прошлом моя мама была фигуристкой, но из-за проблем со здоровьем она была вынуждена оставить спорт. Я пошла по её стопам - начала заниматься фигурным катанием в четыре года.

- Расскажите о своих самых первых успехах.

Мне было всего шесть лет, когда я заняла первое место на одиночных соревнованиях. До сих пор помню свою радость: мне подарили огромную вазу с цветами - она была в половину моего роста. Самое интересное, что я полностью провалила разминку: делала ошибки во всех прыжках и бесконечно падала…

- То есть можно провалить разминку и идеально откатать выступление?

Да. Главное - верить в победу. Помню, как тренер хватался за голову на разминке. Но я собралась с духом и победила: вышла первым номером и так и осталась первой.

Российская школа фигурного катания считается не только самой сильной, но и одной из самых консервативных. Внедряются ли какие-либо инновационные методы работы?

Конечно. В фигурном катании меняются правила, критерии оценок, совершенствуются методы работы. Тренеры адаптируются к современным тенденциям. Но основная схема обучения фигурному катанию, которая работала, когда я была школьницей, успешно применяется и сейчас.

- С кем легче работать: со взрослыми спортсменами или с детьми?

Дети смотрят на тренера с широко раскрытыми глазами и внимательно слушают каждое слово. Со взрослыми, в этом смысле, сложнее. Доверие к тренеру - основа, которую легче сформировать в детской группе.

Ольга, несколько лет Вы работали в США: тренировали, в том, числе и юных спортсменов. Чем отличается обучение маленьких фигуристов на Западе и в России?

Системы - принципиально разные. В Америке есть только индивидуальные уроки, а групповых занятий нет. Ребёнок тренируется один на один с наставником. В России тренер с детьми работают в команде. При этом в нашей стране дети до 10-ти лет осваивают полный набор тройных прыжков, а в Штатах в том же возрасте учат только двойные.

- Как Вы считаете, что ребятам дают мастер-классы с известными спортсменами и тренерами в «Сириусе»?

Такие встречи, прежде всего, заряжают мотивацией. Когда ты видишь перед собой известного спортсмена, олимпийского чемпиона, общаешься с ним - это даёт большой толчок, чтобы развиваться и идти вперёд. Ребята имеют возможность задать кумиру вопрос, узнать какие-то профессиональные секреты. Конечно же, всё это вдохновляет на покорение спортивных вершин.


Способности и таланты - эти слова кажутся сходными по смыслу, однако имеют также и глубокие различия. Долгие годы мы слышали, что талант - лишь малая часть успеха, остальное зависит от трудолюбия и упорства. Но так ли это на самом деле, а главное, как узнать, в какой области Вы действительно талантливы?

Вопрос далеко не праздный, ведь только занимаясь «своим» делом, человек может достичь небывалых высот в профессиональной деятельности и получить от этого огромное удовольствие, живя в полной гармонии с собой. Вместе с сайт научимся выявлять скрытые таланты или развивать способности.

Таланты и способности: в чём разница

Прежде, чем начать поиск наиболее грамотного подхода к развитию личности и составляющих успеха, попробуем определиться с главными понятиями, которыми мы будем оперировать. Вспомните, как иногда говорят о подающем надежды деятеле искусства: «он не просто, способный, он по-настоящему талантлив!». Талант, в данном случае, упоминается как некая максимальная мера способностей. А что думают по этому поводу учёные?

Способностью принято считать навык или умение, которое приобретается человеком в процессе обучения и даёт возможность успешно справляться с тем или иным видом деятельности. Итак, мастер, в считанные секунды определяющий, что случилось с вашим автомобилем (компьютером или пылесосом) вероятнее всего, не гениален, хотя способности и возможностей для обучения, то есть практики, ему не занимать. А что же тогда талант?

Мы привыкли поэтизировать это понятие, именуя его даром свыше, однако ученые уверены: всё дело в генетике! Они определяют талант, как врожденную, генетически обусловленную способность к выполнению определённых задач.

Так ли важно быть талантливым

Итак, неординарность чьих-либо данных определяется набором генов , доставшихся человеку от родителей. Но как быть с утверждением, что только упорный труд приведёт к победе, а талант, без надлежащих усилий, ничего не достигнет?
Для выявления влияния одарённости на достижение результата, учёные провели эксперимент над контрольной группой спортсменов. Одинаковым был не только уровень начальной подготовки, но и условия, а также интенсивность нагрузок.
Как и следовало ожидать, испытуемые показали совершенно разные результаты: кто-то значительно улучшил свои первоначальные показатели, а кто-то почти не достиг успеха. При этом участники эксперимента, имеющие схожие биологические данные, демонстрировали примерно одинаковые достижения.

Выходит, труда, даже очень упорного, мало, и нужно иметь врождённые задатки, унаследованные от родителей? Но, возможно, такие способности нужны лишь спортсменам, а в сфере интеллектуальной деятельности действуют другие законы?

Учёные подробно изучили этот вопрос, исследуя взаимосвязь между интенсивностью практических занятий у музыкантов и шахматистов, и результатами, которые они демонстрировали. При этом выяснилось, что уровень мастерства лишь на 30% зависит от практики, а остальное определяется врождёнными способностями!

Теория 10000 часов: и всё-таки труд

Возможно, Вам приходилось слышать о теории 10000 часов труда? Её автор, М. Гладуэлл, утверждает, именно десять тысяч часов упорных занятий позволяют человеку в совершенстве овладеть определённым навыком , вне зависимости от соотношения имеющихся у человека талантов и способностей.

В группе испытуемых (это были студенты, обучающиеся игре на скрипке) выдающиеся результаты были достигнуты лишь теми, кто потратил на обучение именно такое количество часов. Неплохой результат демонстрировали скрипачи, уделявшие занятиям 8000 часов. Те же, кто ограничился 4000 часами занятий, получили весьма посредственный уровень подготовки.

Значит ли это, что посвятив строго определённое время оттачиванию определённого навыка, Вы станете непревзойдённым профессионалом в выбранной сфере деятельности?

Действительно, интенсивные усилия, которые Вы прилагаете, осваивая тот или иной вид деятельности, будут способствовать специфической перестройке Вашего мозга, а значит, сделают вас весьма эффективным на выбранном поприще.

Что важнее: одарённость или трудолюбие

Итак, мы имеем все основания считать, что талант весьма важен, если Вы не собираетесь довольствоваться средними показателями и имеете твёрдое намерение покорять вершины и возглавлять рейтинги, стать блестящим профессионалом.
Именно талант и способности позволят Вам легко и непринуждённо справляться с задачами, которые другим даются лишь ценой немалых усилий. Но, разумеется, одного таланта недостаточно, если достигнув первых успехов, Вы не будете прилагать должного усердия. Именно труд отшлифует грани таланта, заставит его раскрыться в полной мере.

А если с талантом не повезло? В этом случае потраченные 10000 часов упорной работы также не пройдут зря, они позволят способному «середнячку» стать отличным профессионалом.

Что предпринять, если Вы не слишком талантливы

Итак, что же делать, если Вы уверены, что с талантами Вам не повезло и в отличие от тех, кто всегда блистал на олимпиадах, лихо забивал мячи или извлекал божественные звуки, легко пробегая пальцами по клавишам, Вы скромно рисовали карикатуры на полях тетради и несли домой табель с тройками?

Вероятно, Вам просто не повезло с педагогами, которые не дали себе труда разглядеть ваши таланты и способности. Поскольку талант может проявить себя в чём-то совершенно обычном, на что даже Вы сами не обратили особого внимания.
Припомните и проанализируйте, что именно даётся Вам легче, чем другим, и при этом, приносит огромное удовольствие? Именно в этой сфере деятельности Вы обладаете несомненными способностями, которые стоит развивать и совершенствовать!

Начинаем искать глубоко скрытые таланты

Призывая не плыть по течению и срочно разобраться с Вашими (пока скрытыми) талантами и способностями, мы предлагаем Вашему вниманию несколько вопросов, которые дадут возможность обнаружить, в чём именно Вы сильны:

1. Каково мнение Ваших близких о Ваших талантах и способностях? Задайте этот вопрос всем, кто давно и хорошо Вас знает, возможно, они укажут на те, или иные Ваши сильные стороны, которым Вы просто не придавали особого значения. Обязательно проанализируйте всё услышанное с определённой позиции.

2. Подумайте, что из перечисленного Вашими знакомыми и друзьями даётся Вам легко, однако при этом результат превосходит самые смелые ожидания? Вспоминайте не только школьные уроки, но любые эпизоды, в которых Вы блистали. Составьте список, чтобы обдумать информацию более детально.

3. А теперь попробуйте ответить, что из перечисленного не просто легко и хорошо у Вас получается, но ещё и приносит удовольствие. Нашли? Вероятнее всего это есть Ваш талант, который Вы много лет старательно пытались «зарыть».

Возможно, Вы спросите, зачем Вам всё это нужно? Вы и так неплохой профессионал, так зачем и кому нужны эти поиски таланта? Увы, жизнь, состоящая исключительно из повседневной рутины, становится однообразной и скучной. Поэтому мы часто раздражаемся без повода, ворчим и даже погружаемся в депрессию. Очень часто, считая себя не слишком талантливыми, мы не реализуем потребность в самовыражении, лишаем себя увлекательнейших моментов вдохновенного творчества, которые так хорошо знакомы талантливым людям.

Еще больше о том, как познать себя и лучше понимать окружающих, читайте на estet-portal.com.

Почему одни добиваются исключительных успехов, а другие довольствуются весьма средними результатами? Что определяет успех: талант, ум, образование, амбиции или сочетание всего перечисленного плюс толика удачи? , ведущий редактор и постоянный автор журнала Fortune , основываясь на данных многочисленных исследований, утверждает, что результаты мирового уровня доступны почти каждому, а ключ к ним - осознанная практика.

Дело не в таланте

Самое распространенное объяснение выдающегося успеха - природный дар. К тому же, как пишет Джефф Колвин, самое приятное в этом объяснении, что мы на полном основании можем выкинуть из головы мысль об отличном выполнении работы. Ведь если бы у нас был какой-то природный дар, то мы бы уже об этом знали, а раз его нет, то и утруждаться не стоит. Автор предлагает пересмотреть роль врожденных талантов, подчеркивая тот факт, что «таланты сами по себе гораздо менее значимы, чем мы привыкли думать», и если врожденные способности существуют, а некоторые ученые в этом сомневаются, то успех создается не ими. Не столь уж важны оказались и общие способности, такие как интеллект и память. «Исследования показывают, что во многих областях взаимосвязь интеллекта и качества выполняемой работы слаба либо отсутствует, - пишет Джефф Колвин. - Люди с невысоким IQ работают блестяще, а те, у кого он высок, иногда не выбираются за рамки посредственности».

По мнению автора, кардинальное значение для достижения успеха имеют врожденные неизменные пределы. Человек ростом 150 см вряд ли станет известным баскетболистом, или голос, например, можно развить как угодно, а вот диапазон ограничен - тенор не сможет петь басом. Все же, лежащее за пределами физических рамок, оказывается спорным, пишет Колвин. Явные подтверждения того, что нефизические пределы существуют, пока не найдены.

Осознанная практика

«В целом осознанная практика есть выведение себя за рамки того, что мы обычно можем делать», - говорит Джефф Колвин. Это непросто и не очень-то приятно. Но ведь если бы все было легко и приятно, то успеха добивался бы каждый.

Успешность применения осознанной практики зависит от ответов на два вопроса, считает автор. Чего вы действительно хотите? И во что верите? Для ответа на первый нужно разобраться с собственными истинными желаниями - успеха добьется лишь тот, кто движим сильным желанием, готов к самоотверженности и самопожертвованию. Что касается веры, то шанс есть у тех, кто верит, что если будет выполнять правильно спланированную работу по нескольку часов в день в течение многих лет, то сможет начать работать значительно лучше и даже добьется выдающихся успехов. «Если вам кажется, что качество вашей работы навеки ограничено отсутствием у вас особого природного дара или недостатком общих способностей на том уровне, который вы себе определили, то шансов на успех у вас нет», - пишет Джефф Колвин.

Подробно описывая, как разработать и применять осознанную практику, Джефф Колвин уделяет внимание и организациям - они ведь тоже хотят быть успешными. «Лучшие организации поручают людям работу в целом так же, как спортивные тренеры или учителя музыки выбирают упражнения для своих учеников, - пишет он. - Стараясь вывести их за рамки их возможностей и поощряя развитие самых важных навыков». Применять принципы успешной работы непросто, но у компаний, которые хотят выжить, нет выбора.

Итак, цена большого успеха крайне высока, но «самая поразительная и окрыляющая новость, которую преподносят нам факты, такова: успех - удел не только избранных. Он доступен всем».

Джефф Колвин Выдающиеся результаты. Талант ни при чем!. - М. .

АЛГОРИТМ НАПИСАНИЯ СОЧИНЕНИЯ (СТАТЬЯ)

Что важнее: красота душевная или физическая

Что важнее: красота душевная или физическая – вот проблема, над которой рассуждает известный писатель Ю. Бондарев.

Этот нравственный вопрос, поднимаемый автором, волновал людей давно. Когда-то об этом говорил известный немецкий философ И. Кант: «Прекрасное – это символ морального добра, не физическая красота, а душевная важнее в жизни!» В наше время эта проблема является злободневной: молодёжь реагирует только на внешние признаки красоты, забывая о внутреннем душевном богатстве.

Ю. Бондарев, рассказывая о случае на дискотеке, несомненно, занимает сторону некрасивой внешне, но прекрасной внутренне девушки. Она смогла дать отпор красавцу - подлецу. Рисуя свою героиню, автор любуется ей.

Я разделяю точку зрения Ю. Бондарева: душевная красота, которой обладает героиня текста, намного важнее красоты физической.

Могу привести в пример героя романа Л.Н Толстого «Война и мир» красавца Анатоля Курагина. Словно о нём говорил В.Г. Белинский: «Красота возвышает нравственные достоинства, но без них красота в наше время существует только для глаз, а не для сердца».

Одобряя поступок гордой и умной девушки, вспоминаю другую героиню романа Л. Толстого – княжну Марью Болконскую. Некрасивая, она в минуты душевного волнения, распахнув свои прекрасные глаза, становилась красавицей, давая многим своим собеседникам уроки нравственности!

Таким образом, можно сделать вывод, что душевная красота человека важнее физической.

Связь таланта и трудолюбия

Связь таланта и трудолюбия – вот проблема, над которой размышляет автор.

Этот творческий вопрос, поднятый С. Петровым, для общества не нов. Сколько критиков, философов, общественных деятелей, оценивая произведения выдающихся писателей, художников, поэтов, рассуждали о неразрывном существовании двух этих понятий. Ведь ещё Александр Сергеевич Пушкин говорил о том, что без труда ему не удалось бы «бесстрашной искренностью черпать содержание своих стихов из глубины души».

Я согласна с тоской зрения С. Петрова в том, что талант – это дар природы, но это и труд, изнуряющий, нередко и мучительный труд души. Правы те, кто говорят, что талант – это 99% труда и 1% вдохновения.

Вдохновение рождается в процессе упорного труда, вызванного искренним желанием постичь, воплотить, добиться искомого.

В произведении Н.В. Гоголя «Портрет» автор повествует о трагической судьбе талантливого художника Чарткова, который подавал большие надежды. Но обрушившееся на него богатство помешало свершиться этому. Чартков стал знаменит, однако его картины были бездарны, он просто исполнял волю заказчика,в его работах не было ни капли истинного творчества. Без труда его талант, столь приметный в начале, просто исчез.

Ярким слиянием таланта и трудолюбия является творчество знаменитого писателя Л. Н. Толстого, всю жизнь отдавшего литературе. Например, свой роман «Война и мир», огромное по объему произведение, автор переписывал семь раз! И это способствовало тому, что данное произведение стало столь популярным в русской и мировой художественной литературе.

Жанара Рахметова рассказала «Степи» о том, как на самом деле появляется талант.

Существует мнение, что талант это врожденное качество. Если человек виртуозно играет на музыкальном инструменте или бьет рекорды в спорте, как правило, говорят, что у него природный дар. Так ли это на самом деле?

В первом выпуске своего подкаста Один Процент (1%) Данияр Абенов расставил все точки над i, рассказав, что наука и факты говорят о другом - в большинстве случаев талантливыми не рождаются, а становятся. За основу Данияр взял книги Дэниела Койла «Код Таланта», а также книги Андерса Эрикссона «Максимум».

Феномен Моцарта

Вольфганг Амадей Моцарт - великий австрийский композитор классической эпохи. С раннего детства Моцарт демонстрировал прирожденный музыкальный дар. С 6 лет он сочинял музыку и выступал в европейских монарших дворах, будучи уже серьезным исполнителем на клавишных инструментах и скрипке.

А вот другая история о Моцарте, основанная на реальных исторических данных. Отец Моцарта, Леопольд, и сам был неплохим, хотя и менее известным композитором. Более того, Леопольд был одним из первых людей, кто продвигал идею обучения детей музыке с раннего детства.

Он даже написал практическое пособие для обучения детей музыке. Сначала Леопольд оттачивал свой навык преподавания на старшей сестре Вольфганга. А позже он вплотную занялся музыкальным образованием маленького Моцарта, ему тогда было всего 4 года.

Основываясь на записях тех лет, многие историки считают, что уже к 6 годам Моцарт провел около 3500 часов за изучением музыки. Сохранившиеся записи показывают, что Моцарт начал писать музыку в очень раннем возрасте, первые его сочинения не особо отличались оригинальностью, а напоминали работы других композиторов того времени.

Это вполне понятно, ведь он еще только учился. Свои первые серьезные композиции Моцарт сочинил, когда ему было уже 15 -16 лет, то есть к тому времени прошло более десяти лет с начала обучения. Выходит, что на самом деле Моцарт отнюдь не был рожден гениальным музыкантом. Он им стал благодаря отцу.

Эксперимент Ласло Полгара


В 60-х годах Венгерский психолог Ласло Полгар изучил сотни людей, которых считали гениями в различных областях. Основываясь на своих исследованиях, Полгар пришел к выводу, что любой ребенок способен стать гением в любой сфере при определенной поддержке и занятиях. Ласло решил доказать это на собственных детях.

Через брачное объявление в газете Ласло нашел мать своих будущих детей, согласившуюся на его смелый эксперимент. У четы Полгар родились три дочери. Для своего эксперимента родители выбрали шахматы. Все обучение девочек Полгар проходило на дому.

Каковы же были результаты этого эксперимента?

Уже в 4 года самая старшая дочь, Жужа, выиграла свой первый турнир по шахматам - чемпионат Будапешта для девочек до 11 лет. В 15 лет Жужа стала первой в мировом рейтинге женщин-шахматисток. Жужа также стала первой женщиной, выполнившей мужскую норму международного мастера-гроссмейстера. При всем при этом, Жужа была не самой титулованной шахматисткой в семье.

Средняя дочь, София, в возрасте 14 лет одержала победу среди мужчин в международном турнире по шахматам в Риме, продемонстрировав феноменальный результат - 8,5 очков из 9 возможных. София сумела достигнуть 6-й строчки в рейтинге самых сильных шахматисток мира. Но несмотря на все эти достижения, в семье Полгар Софию считали бездельницей.

Младшая дочь, Юдит, стала самой успешной среди сестер. И это не удивительно - ведь к ее рождению у родителей Полгар уже накопился опыт воспитания 2-х чемпионок по шахматам. Среди многочисленных достижений Юдит - звание международного гроссмейстера в возрасте 15 лет. На тот момент Юдит была самым молодым игроком как среди женщин, так и среди мужчин, кто смог добиться этого звания. Юдит оставалась сильнейшей шахматисткой в мировом рейтинге среди женщин на протяжении 25 лет, а именно до тех пор, пока она не ушла из спорта.

Результаты эксперимента семьи Полгар явно продемонстрировали, что при достаточных тренировках, любой ребенок может превратиться в вундеркинда. С момента этого эксперимента были проведены и другие исследования, показавшие, что гены не предопределяют талант. В частности, не было обнаружено ни одной комбинации генов, которая отвечала бы за успехи человека в той или иной сфере.

В то же время, было проведено большое количество экспериментов и исследований, которые явно демонстрируют, что любой человек может стать первоклассным мастером в любой области, приложив к этому достаточно усилий и времени. Так как же работает этот процесс? Каким образом развивается талант?

С развитием новых технологий, у ученых появилась возможность заглянуть под корку мозга и понять, что же происходит у нас в головах, когда мы развиваем навыки и получаем знания. С 2005 года многие исследования показали, что существует прямо пропорциональная связь между тренировками и развитием навыков, а также плотностью и строением белого вещества в человеческом мозге.

К примеру, была доказана связь между количеством времени, которое проводили за занятиями пианисты, и плотностью белого вещества у них в голове. Другими словами, чем больше занятий, тем плотнее было белое вещество у пианистов в мозге.

Белое вещество обеспечивает проводящие пути, которые покрыты миелином - белой жировой тканью. Работа миелина заключается в том, чтобы обеспечить прохождение электрического сигнала по нейрону, не позволяя сигналу потерять свою силу.

Именно миелин отвечает за развитие нейронных сетей в мозге. Именно он помогает нам приобретать и совершенствовать навыки за счет улучшения работы нейронных сетей.

Чем дольше развивать какой-либо навык, тем плотнее становится покров миелина. И чем плотнее покрытие миелина вокруг проводящих путей, тем сильнее навык. Будь то спорт, танцы, пение, игра на музыкальном инструменте или любой интеллектуальный навык, как например скорочтение. Всему этому можно обучиться, «намотав» достаточно миелина.

Однако не всякое занятие или тренировка способны привести к таланту. Чтобы развить в себе талант, нужна осознанная и целенаправленная практика, умноженная на несколько тысяч часов.

Что же представляет собой «осознанная и целенаправленная практика»? Эксперты сходятся на нескольких элементах такой практики. Из них можно выделить 5 основных:

Первое - очень важно работать с опытным преподавателем, инструктором или тренером. Желательно, чтобы ваш наставник уже имел успехи в выбранном вами занятии. Также важно, чтобы у вашего наставника был опыт обучения других - в идеале - кого-то со схожим с вами возрастом и уровнем.

Второй элемент - это полная сконцентрированность на процессе. Нужно быть постоянно включенным во время занятий, то есть процесс обучения должен быть осознанным, а не автоматическим. Поддерживать высокий уровень внимания беспрерывно довольно сложно. Поэтому эксперты советуют начинать с более коротких занятий и увеличивать их продолжительность постепенно.

Третий элемент целенаправленной практики направлен на то, чтобы разбивать изучаемый навык на составные части и работать над этими составляющими поочередно. Эксперты также советуют тренировать такие составляющие с разной скоростью, медленнее или быстрее

Четвертый элемент - это повторение. Необходимо как можно чаще тренироваться, особенно с возрастом. Если не тренироваться часто, то в какой-то момент это приведет к тому, что слой белой жировой ткани (миелина) станет тоньше и высокий уровень навыка будет утрачен.

И, наконец, пятый элемент - это мотивация. Осознанные целенаправленные занятия очень трудоемки. Поэтому важно сохранять мотивацию для того, чтобы поддерживать такой интенсивный режим. Для этого полезно все время помнить о своей цели, стараться наслаждаться процессом, и радоваться маленьким победам.

Тот факт, что талант не дается природой, а его можно создать самим, очень обнадеживает. Фактически любой человек вне зависимости от возраста может развить любой навык, приложив достаточно усилий и терпения.

И, возможно, вы не хотите стать гроссмейстером или виртуозом игры на скрипке, посвящая этому тысячи часов, а всего лишь, к примеру, хотите «подтянуть» уже существующий навык или научится чему-нибудь новому, например, неплохо петь в караоке или играть на гитаре.

Попробовав эти 5 ключевых элементов, вы увидите, насколько эффективно они приведут вас к вашей цели. Сначала не все будет получаться, но с каждым осознанным и целенаправленным занятием результаты вас удивят.