Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог. Александр федорович лазурский, отечественный врач и психолог А ф лазурский знаменит тем что

Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля 1874 г. в городе Переяславле Полтавской губернии в небогатой семье. Он окончил Лубянскую гимназию с золотой медалью и поступил в Военно-медицинскую академию, где активно занимался психологией. Под руководством Владимира Михайловича Бехтерева А.Ф. Лазурский изучал психические и нервные болезни, получил отличную нейро-анатомическую и нейрофизиологическую подготовку, провел целый ряд самостоятельных исследований.

С 1895 г. Лазурский работал в психиатрической лаборатории, где изучал проблемы экспериментальной психологии и клинической психофизиологии. Параллельно он изучал теории характера и темперамента, а также провел анализ попыток их классификации. В итоге он пришел к выводу о недостаточной разработанности этого раздела психологии человека. В 1897 г. Лазурский окончил академию и был оставлен в клинике Бехтерева, где заведовал лабораторией и проводил лечебную практику. Через два года он был избран действительным членом Петербургского общества психиатров. К этому времени он уже сдал более 20 экзаменов на степень доктора медицины. Диссертацию, посвященную влиянию мышечных движений на мозговое кровообращение, он защитил 30 ноября 1900 г. Все необходимые исследования для нее были выполнены в анатомо-физиологической лаборатории Бехтерева.

В 1901 г. он отправился в командировку за границу, где провел 2 года. Первые полгода Лазурский жил в Лейпциге, где занимался в Психологическом институте Вильгельма Вундта. Затем он жил в Гейдельберге и работал в лаборатории экспериментальной психологии при психиатрической клинике Гейдельбергского университета. Этой лабораторией в то время заведовал Эмиль Крепелин, один из основателей экспериментальной психиатрии, который первым стал применять методы современной экспериментальной психологии клинически. Еще около полугода Лазурский провел в Берлине, где слушал лекции К. Штумпфа по психологии, учился у крупнейших неврологов того времени.

В 1903 г. А.Ф. Лазурский возвратился в Петербург и был избран приват-доцентом Военно-медицинской академии «по душевным и нервным болезням», где в дальнейшем читал курс общей психологии. Члены Русского общества нормальной и патологической психологии избрали его своим ученым секретарем. Занимая эту должность, он сыграл значительную роль в создании Психоневрологического института и возглавил его кафедру общей психологии.

С 1904 г. А.Ф. Лазурский сотрудничал с А.П. Нечаевым в его лаборатории экспериментальной педагогической психологии, руководил специальной комиссией этой лаборатории по разработке экспериментальных методов психологии. Там же он начал проводить конкретные характерологические исследования. Со временем на основе лаборатории возникли курсы, а затем - Педагогическая академия, где Лазурский читал лекции по характерологии.

В 1906 г. вышла его работа «Очерк науки о характерах». Ученый подчеркивал необходимость создания характерологии как важного шага на пути к решению проблем общей психологии. Предметом этой науки, по его мнению, являются индивидуальные особенности составляющих психической организации людей и способы их сочетаний, которые обусловливают разнообразие характеров. Анализ этих различий был проведен А.Ф. Лазурским в отношении понятия «наклонность», введенного им самим. Основой его формирования он считал возможность неоднократного повторения у человека какой-либо стороны того или иного психического процесса.

Ученый признавал, что с помощью современных методов анализа невозможно объяснить факторы, обусловливающие существование наклонностей. Основную задачу характерологии он понимал как создание научно обоснованного описания индивидуальности.

Книга «Школьные характеристики», выпущенная в 1908 г., представляет собой результат применения этой теории на практике. Ла-зурский экспериментально изучал характеры учащихся одной из закрытых школ В эту книгу были включены характеристики детей от 10 до 15 лет, дополненные данными экспериментальных психологических исследований. Кроме того, в ней был проведен подробный психологический анализ некоторых сложных проявлений личности.

К этому времени уже было накоплено огромное количество эмпирических данных, и Лазурский предпринял попытку создания собственной классификации личностей. При этом он подчеркивал необходимость создания не чисто психологической, а «психосоциальной» классификации. Пытаясь добиться такого результата, он положил в ее основу два основных принципа: разделение людей по психическому уровню активности на 3 разряда, а также разделение их по психическому содержанию на несколько типов.

Критерием деления на разряды служила степень развития нервно-психологической организации личности. Под этим Лазурский понимал интенсивность, сложность, координированность и сознательность ее проявлений. Определялась эта степень унаследованными способностями и условиями жизни.

В своей научной деятельности Лазурский занимался не только прикладными характерологическими исследованиями, но и разрабатывал общепсихологичеекие проблемы. Так, большую часть своей жизни он посвятил проблеме метода в психологии. Изначально ученый признавал наличие трех возможных методов: эксперимента, наблюдения и самонаблюдения. Для решения общепсихологических задач он признавал полезность метода самонаблюдения, а в характерологии предлагал использовать наблюдение и эксперимент, которые являются более объективными. Анализируя возможности, достоинства и недостатки каждого метода, ученый пришел в 1910 г. к созданию нового метода - «естественного эксперимента», сочетавшего в себе достоинства систематического наблюдения и лабораторного эксперимента. Особое значение для этого метода имеет изучение условий и такая их организация, чтобы в этих условиях выявлялись именно те наклонности изучаемых людей, которые интересны наблюдателю.

В 1912 г. Лазурский выпустил книгу «Психология общая и экспериментальная», в которой в общих чертах изложил свое понимание психологии. Он рассматривал психические феномены как реально существующие, а психику считал закономерным этапом эволюции. По его мнению, психологическое и физиологическое - это две стороны единого биологического процесса. Местом, где разворачивается этот процесс, Лазурский считал кору головного мозга. В результате у ученого сложилось собственное понимание психологии. Основу его системы психологии составила биологически обусловленная активность психики, а также принцип рефлекса как способ существования психического.

Очень важными понятиями в характерологии Лазурского являются понятия «эндопсихики» и «экзопсихики», введенные им в 1916 г. Под эндопсихикой он понимал внутренние механизмы личности, объединяющие характер, умственную одаренность и темперамент. Экзопсихика - это отношения личности ко внешним объектам и среде в целом. В понятие среды здесь входят природа, люди, различные социальные группы, наука, искусство, а также внутренняя жизнь индивида.

После определения этих фундаментальных понятий Лазурский предпринял еще одну попытку классификации личности. В ее основу он положил принцип активного приспособления личности к окружающей среде, при этом сохранив прежнее деление на уровни и типы.

Личности низшего уровня подчиняются влияниям среды и с большим трудом приспосабливаются к ее требованиям. Этот уровень в классификации Лазурского был назван «неприспособленные». К среднему уровню относятся люди, основной характеристикой которых является способность к получению образования, а в дальнейшем - к ведению успешной деятельности в условиях любой среды. Этих людей ученый назвал «приспособленными». Высший уровень людей получил название «приспособляющие». Эти люди способны приспосабливать среду к своим запросам, которые обычно превышают круг запросов представителей низших уровней и имеют большое социальное значение.

Важную роль в этой классификации Лазурский уделял соотношению экзо- и эндопсихики на всех уровнях, которое определяет «чистоту» типа. К «чистому» типу ученый относил тех, чьи интересы, приобретенные знания и навыки, профессиональная деятельность соответствуют природным особенностям их нервно-психологической организации. Экзопсихика и эндопсихика здесь находятся в гармоничном единении. Есть также и «комбинированные», «переходные» типы, в которых нарушено исходное равновесие эндо- и экзопсихики.

В том же году вышла в свет еще одна книга - «К учению о психической активности». В ней были обобщены результаты более чем 6 лет исследований, приведены способы изучения внутренних механизмов личности объективными методами.

Этот труд стал для него итоговым. 26 марта 1917 г. Александр Федорович Лазурский умер. Его вклад в индивидуальную психологию огромен. Попытка Лазурского создать основательную классификацию личностей была, по сути, первой в России. Кроме прикладных исследований, он занимался также проблемами метода и предмета характерологии. Результаты его разработок в этой области используются психологами и по сей день.

В главное меню

Александр Федорович Лазурский родился 12 апреля (31 марта по старому стилю) 1874 года в городе Переяславе Полтавской губернии (ныне — Переяслав-Хмельницкий Киевской области). Через несколько лет после его рождения его отец, священнослужитель, получил приход в уездном городке Лубны. Здесь Лазурский поступил в мужскую гимназию, с отличием ее окончил, а в 1891 году уехал отсюда в Петербург, где поступил в Военно-медицинскую академию.

В Петербурге судьба свела его с крупнейшим ученым того времени, одним из основоположников целостного человекознания в отечественной науке, В.М. Бехтеревым. Под его руководством в анатомо-физиологической лаборатории при клинике душевных и нервных болезней Лазурский, будучи третьекурсником, сделал свои первые шаги на нелегком пути научного познания.

На раннем этапе научной деятельности интересы молодого ученого были сосредоточены в сфере анатомии мозга. Этому были посвящены его первые научные работы, выполненные в студенческие годы и опубликованные в издававшемся в Казани журнале «Неврологический вестник».

В ноябре 1896 года на собрании врачей Санкт-Петербургской клиники душевных и нервных болезней студенты Лазурский и Акопенко представили на обсуждение результаты выполненного ими психофизиологического исследования «О влиянии мышечных движений (ходьба) на скорость психических процессов». В работе рассматривалась динамика протекания психических процессов (простой реакции, процессов различения, выбора, счета чисел и подбора рифм) до мышечной нагрузки и после нее. Авторы пришли к выводу, что мышечные движения «ускоряющим образом» влияют на психические процессы, хотя указанный эффект проявляется применительно к конкретным исследуемым явлениям по-разному. Обращает на себя внимание высказанная уже в этой ранней работе мысль, что при анализе соотношения психических и физиологических процессов необходимо «считаться с индивидуальностью».

С самого начала творческой деятельности Лазурский активно участвовал в жизни научного сообщества. В журнале «Обозрение психиатрии» неоднократно публиковались его отчеты о научных дискуссиях той поры, в которых он сам принимал участие. Своеобразным признанием молодого ученого явилось его избрание в 1899 году действительным членом Петербургского общества психиатров и невропатологов.

После окончания академии с отличием в 1897 году Лазурский был оставлен в клинике для продолжения исследований и «научного усовершенствования». Научную деятельность он совмещал с лечебной практикой, работая в доме призрения душевнобольных, а также в школе для детей с нервно-психическими отклонениями.

Уже в ранних работах Лазурского закладывались основы объективного, естественно-научного подхода к пониманию человека и исследованию его психики. Ученый был глубоко убежден, что прогресс в развитии психологического знания обусловлен его связью с естественно-научной методологией. Следуя традиции клинической школы Бехтерева, Лазурский большое значение придавал также изучению психопатологии, рассматривая последнюю в качестве важного условия углубления познания механизмов функционирования психики в норме.

Постепенно интересы Лазурского переключились с анатомии и физиологии ума на собственно психологические исследования. В немалой степени этому способствовало открытие в 1895 году Бехтеревым в клинике душевных и нервных болезней специальной Психологической лаборатории. В 1897 году именно Лазурскому Бехтерев поручил руководство этой лабораторией.

Еще более укрепилась психологическая ориентация ученого под влиянием зарубежной командировки, в которую он был направлен по решению академии «на казенный счет» с ежегодным содержанием в 3500 рублей на два года (1901—1902) «для усовершенствования» после получения степени доктора медицины. Во время своего пребывания за границей Лазурский посетил наиболее важные центры мировой психологической науки того времени. Он практиковался в Психологическом институте В. Вундта в Лейпциге, работал в лаборатории экспериментальной психологии Э. Крепелина в Гейдельберге, слушал лекции К. Штумпфа в Берлине.

Первые психологические работы Лазурского появились в 90-е годы ХIХ века. Молодой ученый учитывал сложившиеся в данной области традиции, но они становились предметом серьезного критического осмысления. Главным критерием истинности вывода, основным способом получения научной фактологии Лазурский однозначно признавал опыт. Опытная стратегия исследования психической активности в работах самого ученого, его учеников и сотрудников Психологической лаборатории оставалась неизменно доминирующей. И поэтому естественным являлось обращение Лазурского к эксперименту в поисках наиболее точного объективного изучения психической реальности. В своих экспериментальных исследованиях он отдавал дань традиционным для того времени проблемам психологии — изучению объема сознания (памяти), процесса образования ассоциаций.

Уже ранние психологические работы Лазурского привлекли к себе внимание научной общественности. Так, после доклада о методе наблюдения (1898 год) в собрании врачей психиатрической клиники состоялась беседа ученого с репортером «Петербургской газеты», а его доклад «О взаимной связи душевных свойств и способах ее изучения» на одном из заседаний Санкт-Петербургского философского общества под председательством А.И. Введенского в марте 1890 года обсуждался с 9 утра до полуночи.

Такой интерес к работам Лазурского был вызван не только актуальностью, новизной и оригинальностью развиваемых им идей, но и четко обозначенной естественно-научной методологической позицией. Правда, научные сообщения и статьи Лазурского подвергались критике сторонниками традиционной метафизической психологии. Так, уже упомянутый доклад в Философском обществе, по оценке самого Лазурского, потерпел «торжественный провал».

Это было следствием развернувшейся в этот период в русской психологии борьбы между принципиально различными подходами в познании психической реальности, водоразделом между которыми явилось понимание роли эксперимента и интроспекции в психологических исследованиях. Лазурский, оказавшийся одним из участников этих достаточно жестких и нелицеприятных дискуссий, тяжело переживал сложившуюся ситуацию и едва не забросил свои изыскания в психологии.

Ученый встал на путь, который до него еще никем в отечественной науке не был пройден. Наряду с традиционными для той поры научными проблемами, его чрезвычайно привлекла задача изучения не отдельных психических процессов, а целостной личности. Именно к этому вопросу ученый обратился в первом, опубликованном им в 1897 году психологическом труде «Современное состояние индивидуальной психологии».

Вероятно, подготовка этой статьи, содержащей обзор ключевых мировых и отечественных исследований по изучению характера и темперамента, определила сферу будущих научных интересов Лазурского. Ею стала психология индивидуальности. Цель ее он видел в рассмотрении того, «как видоизменяются душевные свойства у различных людей и какие типы создают они в своих сочетаниях».

Уже в этой работе четко обозначена перспектива научных исследований Лазурского, которая приведет его к созданию нового самостоятельного направления психологической науки — «научной характерологии». Именно она и стала фундаментальным вкладом Лазурского в сокровищницу отечественной психологической науки.

При этом важно отметить, что «индивидуальная психология» полностью отождествлялась им с характерологией, то есть русский ученый выдвинул на передний план решение типологических задач путем выявления наиболее обобщенных типов характеров. Тем самым он противопоставлял свой подход взглядам В. Штерна, который ограничивал задачи дифференциальной психологии анализом индивидуально-психологических различий.

В 1906 году тиражом 1000 экземпляров вышел в свет первый крупный труд Лазурского — «Очерк науки о характерах». Как отмечает автор, «две мысли положены в основу этой книги: во-первых, возможность сознательного, научного изучения человеческих характеров; во-вторых — необходимость пользоваться для этой цели понятием наклонности или душевного качества».

Основой книги послужил авторский курс лекций по характерологии, прочитанный в Петербурге на педологических курсах при экспериментально-педагогической лаборатории А.П. Нечаева. Лазурский с гордостью писал брату: «Смело могу сказать, что это первый и единственный на сегодня на земном шаре систематический курс характерологии, основанной на современных данных». Именно с этого сочинения начинается известность Лазурского как специалиста по индивидуальной психологии.

Большое внимание ученый уделял поиску и исследованию интегральных личностных образований, которые в наибольшей степени отражали бы специфику индивидуальности человека. В этом контексте особый интерес представляет учение Лазурского о способностях, поскольку понятия «наклонность», «склонность», «способность», «душевное качество» занимают центральное место в его концепции личности.

В феврале 1913 года на заседании Петербургского философского общества он сделал доклад, изложив свою «новую классификацию личностей». До последних дней жизни именно эта проблема оставалась центральной в его творчестве.

В декабре 1910 года на I съезде экспериментальной педагогики он выступил с докладом о «естественном эксперименте», в котором изложил суть нового метода. Эта суть состоит в том, что любой вид реальной деятельности рассматривается с точки зрения того, какая группа личностных характеристик выступает в нем ярче всего.

Особую ценность этого метода Лазурский видел в его применении в школьной практике для составления целостной характеристики школьника, так как он давал возможность педагогу «глубже заглянуть в психическую жизнь своих питомцев с помощью тех средств, которые всегда находятся в руках». Таким образом, можно сказать, что Лазурский одним из первых в отечественной психологии осуществил конкретно-эмпирическое исследование психики ребенка в условиях деятельности, заложив тем самым первые кирпичики в будущую психологическую теорию деятельности. С.Л. Рубинштейн подчеркивал высокую ценность и значимость предложенного Лазурским метода естественного эксперимента.

Занимаясь разработкой острейших для своего времени вопросов психологии, Лазурский постоянно сталкивался с негативным отношением к себе со стороны как метафизических психологов, так и некоторых психиатров, которые находили его психологические исследования надуманно-умозрительными. Вследствие назревшего конфликта в 1913 году он увольняется из Военно-медицинской академии и устраивается штатным клиническим ассистентом по психиатрии в Женский медицинский институт.

Безвременная кончина Лазурского в марте 1917 года не позволила завершить большие творческие планы. В частности, осталась незаконченной книга «Классификация личностей», над которой он работал в последние годы. Подготовить эту разработку к изданию по инициативе товарищей и учеников было предложено ближайшему его сотруднику В.Н. Мясищеву. Книга была опубликована в 1921 году.

Лазурский А.Ф. родился в $1874$ году 12 апреля. В $1897$ году Александр Федорович окончил Военно-медицинскую академию на отлично со степенью «лекаря». Лазурского оставили по результатам конкурса для научного усовершенствования в клинике душевных и нервных болезней Бехтерева. Исследовательская деятельность Лазурского началась уже на первых курсах академии. Проблема психологии в то время заняла центральное место в научных интересах Лазурского. После окончании академии молодой врач стал заведующим этой лабораторией.

Лазурский в течение шестнадцати лет вел лечебную работу, являясь штатным врачом клиники Бехтерева. Определенное время он возглавлял разные отделения в доме призрения душевнобольных в Санкт-Петербурге. В последствии Александр Федорович работал врачом и консультантом в области медицинской педагогики в школе для детей с пониженной успешностью, нервных и слаборазвитых, которую сам организовал.

После окончания академии Лазурский принимал активное участие в работе Петербургского общества невропатологов и психиатров, а в $1899$ году стал его действительным членом. В этом же году Лазурский успешно сдал экзамены на степень доктора медицины, проводившиеся по всем медицинским дисциплинам. Разработка А.Ф.Лазурским основ медицинской психологии опиралась прежде всего на его многопрофильную научно-исследовательскую работу и нейроморфологические исследования.

Научные достижения

Лазурский провел основательное физиологическое исследование на тему «Влияние мышечной работы на мозговое кровообращение». Исследование было проведено по оригинальной экспериментальной методике, а его результаты с успешно были защищены в качестве докторской диссертации в диспуте.

Замечание 1

Огромный интерес представляют работы Лазурского по клинической психофизиологии, которые касаются сомато-психических соотношений. В них рассматривались в гипнотическом сне изменения физиологических функции кровообращения и внешнего дыхания. Также Лазурский изучил влияние непосредственно внушенных эмоций горя, радости, страха, гнева на определенные физиологические функции.

Проследив развитие психологии, Лазурский определил зависимость этапов ее истории от успехов в целом естествознания. Большое значение ученый придавал физиологии, в том числе физиологии мозга. Успехи психопатологии он считал очень важными для прогресса психологии.

Становлению Лазурского в качестве психолога способствовала работа в Гейдельберге в психологической лаборатории Эмиля Крепелина и в Лейпциге в Психологическом институте Вундта. Он провел ряд разработок, которые обогатили классическую экспериментальную психологию. Заняв должность профессора кафедры обшей и экспериментальной психологии Психоневрологического института, Лазурский организовал в 1909 году на базе института психологическую лабораторию, превратившуюся в центр по изучению психической активности в процессе эксперимента.

Лазурский написал учебник «Психология общая и экспериментальная», который несколько раз переиздавался даже в советское время.

С момента основания Бехтеревым журнала «Вестник психологии» Лазурский стал редактором целого раздела, посвященного экспериментальной психологии. В дальнейшем он фактически возглавил данное периодическое издание.

Лазурский принимал активное участие в редакции русского перевода работы Вундта «Основы физиологической психологии».

Лазурский в своих психологических экспериментальных исследованиях стремился получить данные, характеризующие индивидуальность изучаемых людей. Начиная с 90-х годов изучение индивидуальных различий личности стало основным делом жизни ученого. Он провел эмпирические разработки посредством созданной им же «Программы исследования личности». Ученый считал, что высшие уровни психики человека необходимо изучать очень конкретно. Лазурский постоянно работал над созданием методических приемов для такого рода исследований. Александр Федорович предложил и широко применял метод систематического наблюдения в сочетании с определенными методиками экспериментальной психологии. Главным достижением методических изысканий Лазурского стал «метод естественного эксперимента », за счет применения которого исчезает искусственность лабораторного опыта и возрастает ценность данных наблюдения.

Замечание 2

Александр Федорович очень много сделал для развития науки психологии, особенно в области создания на материалистической основе психологической теории личности и методов исследования. Он стал одним из пионеров внедрения в клиническую медицину идей научной психологии и заложил теоретическую базу клинической персонологии.

26 марта $1917$ года в результате тяжелой болезни жизнь выдающегося ученого-новатора оборвалась.

Номинация «Проект года в психологической науке»

Реферат проекта

«А.Ф. Лазурский (1874-1917). Теория личности: 100 лет забвения и развития» (комплекс мероприятий, посвященных 100-летию со дня смерти А.Ф. Лазурского: монография, международная конференция, памятная доска)

Актуальность

В 2017 году исполнилось 100 лет со дня смерти Александра Фёдоровича Лазурского выдающегося российского ученого - психолога, психотерапевта, психиатра, педагога.

Цель проекта

Привлечение внимания широкой научной общественности к наследию А. Ф. Лазурского - автора первой в мире теории личности, одного из основателей Психоневрологического института, автора первого курса «медицинской психологии» в России, одного из основателей отечественной коррекционной педагогики, первого секретаря Русского общества нормальной и патологической психологии.

В рамках проекта «Петербургской школы психотерапии и психологии отношений» был реализован комплекс мероприятий:

  1. Издана коллективная монография: А. Ф. Лазурский. Теория личности: 100 лет забвения и развития/ сост. В. Ю. Слабинский, Н. М. Воищева; под ред. В. Ю. Слабинского; вступ. Ст. В. Ю. Слабинского, закл. Ст. С. А. Подсадного. – СПб.: Невский Архетип, 2017. – 490 с. – (Серия «Классики психотерапии и психологии»). В данную книгу вошла монография А. Ф. Лазурского «Классификация личностей». Основные идеи, изложенные в книге, намного опередили своё время и остаются актуальными по сей день, что иллюстрируется в ряде избранных работ, развивающих идеи А. Ф. Лазурского, написанные известными психотерапевтами, психологами, психиатрами: В. Н. Мясищевым, В. Я. Басовым, В. А. Журавелем, Д. А. Леонтьевым, Е. И. Чехлатым, В. Ю. Слабинским, С. А. Подсадным, Н. М. Воищевой, В. А. Урываевым, Д. С. Дамте, Л. М. Кульгавиным. Монография позволяет восстановить смысловые лакуны и не просто увидеть преемственность поколений в российской психологии личности, но обрести целостное видение сложной, но непротиворечивой и гармоничной концепции личности, являющейся базисом Петербургской, а шире – Российской школы психологии и психотерапии. Экземпляры книги переданы в дар в библиотеки СПбГУ, ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева, ряду других российских библиотек и ВУЗов. Презентации книги были проведены в Санкт-Петербурге, Москве, Твери, Владивостоке.
  2. Организована и проведена международная научно-практическая конференция IX Чтения, посвященные памяти А. Ф. Лазурского. Конференция состоялась в 13 октября 2017 года в Санкт-Петербурге, в ПСПбГМУ имени И.П. Павлова, в рамках Четвертой международной научно-практической конференции «Медицинская (клиническая) психология: исторические традиции и современная практика». Место проведения конференции было выбрано не случайно. Именно здесь А. Ф. Лазурский заведовал кафедрой и читал авторский курс по медицинской психологии.
  3. В 2017 году была завершена 5-летняя работа инициативной группы (в составе В. Ю. Слабинского, Н. М. Воищевой, В. А. Журавеля) по созданию памятной доски А. Ф. Лазурскому. Председатель конкурсной комиссии – проф. Н. Г. Незнанов. Автор эскиза – известный скульптор, принимавший участие в реставрации Алтаря Храма Христа Спасителя и залов Кремлевского дворца в Москве, Алтаря Морского Никольского Собора в Кронштадте Р. Г. Сайфутдинов (Москва). Воплощение проекта – В. Е. Егорова, лауреат Президентской стипендии в области дизайна, член Союза дизайнеров России (компания «Цифровые мануфактуры», Санкт-Петербург). Памятная доска будет установлена в начале 2018 года в главном корпусе ФГБУ НМИЦ им. В. М. Бехтерева.

Швец (Чурилова) Виктория Александровна Считаю, что данный проект вносит вклад в развитие истории психологической науки и знакомит с творчеством А. Ф. Лазурского очень подробно
Голос из ВКонтакте

Байбакова Елена Витальевна Интересный и важный проект, сохраняющий для современников и будущих поколений труды российского ученого, психолога Александра Федоровича Лазурского и его последователей, развивавших уровневую теорию личности.

Шершнева Наталья Сергеевна Очень интересно было узнать о Лазурский, как об основателе "Теории личности", на котором основанна моя любимая позитивная динамическая психотерапия.

Анохина Ирина Владимировна Что привлекло НЕнаучную общественность, т.е. меня -что А.Ф. Лазурский - автор первой в мире теории личности и один из основателей отечественной коррекционной педагогики. Буду изучать, рада, что столкнулась с этим именем, не слышала раньше.

Потапенко Елена Витальевна Считаю что подобные ученые никак не могут быть забыты их опыт и наработки должны применяться и тиражироваться по этому очень важно их популяризировать, что данный проект и призван делать это важно и нужно

Козленко Елизавета Валерьевна Считаю важным вопрос о Личности и исторический контекст развития этой темы, а также вклад российской научной мысли в этот вопрос.

Каменева Ольга Владимировна Книга заинтересовала. Хочу приобрести. Я и не знала про теорию Лазурского. Коллективом проделана большая научная и социальная работа для сохранения и поддержания традиции.

Машоха Виктория Александровна Прочитала книгу, осталась очень довольна. Много полезной информации взяла для себя. Помнить, чтить, развивать вклад великих русских психотерапевтов-необходимое, важное дело для современного мира.

Барановская Маргарита Игоревна Огромная работа проделана коллегами, браво! Конференция была интересной и содержательной. Молодцы, что довели до реализации проект с памятной доской Александру Фёдоровичу!

Букина Валерия Олеговна Считаю архиважным работу данного коллектива по сохранению и развитию уникального наследия А.Ф. Лазурского, Методики, развиваемые В.Ю. Слабинским эффективны, проверено на личном опыте

Секачева Ирина Николаевна Очень важный и нужный проект, направленный на возрождение русских традиций в психологии и психотерапии. Спасибо авторам проекта.

Чернова Елена Андревна Народ, не помнящий своих корней, свою историю, погибает, растворяется в многоликом мире. Так и любая наука не может жить и развиваться, если она не основана, не базируется на предыдущем опыте поколений.
Голос из ВКонтакте

Софьина Елизавета Павловна замечательная работа, посвященная деятельности выдающегося русского ученого Лазурского - одного из первых отечественных психологов, который увидел целостную личность главным объектом исследований!

Балакин Никита Сергеевич Прекрасный проект, позволяющий со всей полнотой оценить вклад Александра Фёдоровича Лазурского в развитие отечественной психологической мысли.

Моргачева Татьяна Витальевна Я голосую за возрождение и популяризацию отечественной науки в сфере психологии и психотерапии. Отличный проект, качественная литература.

Капитанова Елена Анатольевна Мой голос в поддержку данного проекта по причине личного интереса к теме и доступности изложения.
Голос из ВКонтакте

Кравченко Михаил Владимирович Для того чтобы двигаться дальше, нужно вспомнить ранее сделанные значимыми учеными наработки, обеспечить доступность качественных фундаментальных материалов широкому кругу особенно (!) специалистов. Эта работа -- пример системного подхода к решению задачи.

Титаева Ольга Евгеньевна Лазурский - великий учёный, глубокий и абсолютно актуальный. Важно пользоваться открыттями, а не изобретать "велосипед".

Антипова Надежда Евгеньевна Такие мероприятия поддерживают науку и ученых, восстанавливают звенья научной мысли в истории. Горжусь!

Волгина Ксения Александровна Мне удалось ознакомиться с мероприятиями в данной номинации, и это именно то, что позволяет сохранять имена... Хочется выразить благодарность авторам.