Перечень основных распространенных нарушений требований охраны труда. Образец приказа о наказании нарушителя. Обвиняют в нарушении тб Виды ответственности за нарушение правил безопасности

Наиболее распространенным поводом к возбуждению уголовного дела о нарушении правил техники безопасности является происшествие на производстве, повлекшее причинение вреда здоровью или смерть работника, выполняющего обязанности на рабочем месте.

Сообщения о подобных фактах могут поступить в прокуратуру из государственной инспекции труда, медицинских учреждений, средств массовой информации, от руководителей предприятий, граждан, самих потерпевших. Они также могут быть выявлены непосредственно работниками прокуратуры при проведении проверки.

В тех случаях, когда суть происшествия не ясна и недостаточно данных для принятия решения о возбуждении уголовного дела, проводится проверка обстоятельств, изложенных в сообщении (истребуются необходимые материалы, получаются объяснения и т.п.). Иногда сообщение о происшествии и осмотр места происшествия являются достаточным основанием принятия такого решения. Материалы технических инспекторов труда, представленные в прокуратуру, как правило, содержат необходимый перечень документов и сведений, позволяющих после их получения решить вопрос о возбуждении уголовного дела, не проводя дополнительную проверку.

При получении сообщения о несчастном случае с явными признаками преступления следователь выезжает на место происшествия. По результатам его осмотра при наличии признаков преступления возбуждается уголовное дело.

По каждому факту несчастного случая, происшедшего на производстве с работниками и другими лицами при выполнении ими трудовых обязанностей, в обязательном порядке проводится служебное расследование. Данное расследование проводится работодателем в соответствии с «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11 марта 1999 г. № 279 с изм. от 24 мая 2000 г.

При групповом несчастном случае на производстве, тяжелом несчастном случае, несчастном случае со смертельным исходом работодатель обязан в течение суток поставить в известность различные государственные органы, в том числе прокуратуру по месту происшествия.

По результатам расследования формируются соответствующие документы, и составляется акт о несчастном случае на производстве. Материалы расследования председатель комиссии в 3-дневный срок направляет в прокуратуру, куда уже сообщалось о несчастном случае. Все документы приобщаются следователем к материалам уголовного дела.

На первоначальном этапе расследования выдвигаются версии о событии в целом, о причинах нарушений правил техники безопасности, повлекших несчастный случай, о лицах, виновных в нарушении правил безопасности. Версии о причинах несчастного случая на производстве могут быть следующие:

а) причиной происшествия явилось нарушение должностным лицом правил охраны труда и техники безопасности, неправильной организации работ и ненадлежащего контроля за деятельностью подчиненных работников;

б) непосредственной причиной происшествия явилась техническая неисправность оборудования;

в) непосредственной причиной происшествия явилась технически неправильная эксплуатация оборудования;

г) непосредственной причиной происшествия явилось техническое несовершенство оборудования для выполнения указанного вида работы;

д) несчастный случай произошел ввиду неосторожности самого потерпевшего, нарушения им правил безопасности труда;

е) имеет место несколько взаимосвязанных причин.

На начальном этапе расследования данной категории дел могут складываться следующие следственные ситуации:

Сообщение о несчастном случае на производстве поступило в прокуратуру сразу же после происшествия.

Сообщение о несчастном случае на производстве поступило в прокуратуру по прошествии времени.

В прокуратуру поступили материалы ведомственного расследования несчастного случая на производстве.

С учетом сложившейся ситуации и принимая во внимание типичные версии о происшедшем, следователь определяет содержание и последовательность производства первоначальных следственных действий: осмотр места происшествия, осмотр и выемка документов, допросы потерпевшего и очевидцев, допросы должностных лиц, назначение судебно-медицинской экспертизы.

Перед началом расследования следователь изучает специальную и криминалистическую литературу, материалы ведомственного расследования, знакомится с нормативными документами, привлекает к участию в следственных действиях специалистов в соответствующей области знаний (по ведению строительных, взрывных работ, инспекторов государственных инспекций труда и т.д.). Специалист поможет следователю разобраться в терминологии, технологии ведения работ, устройстве и принципе действия механизма и т.п.

Тактика производства первоначальных следственных действий

1. Осмотр места происшествия.

В условиях производственной деятельности сохранение длительное время обстановки места происшествия в неизменном виде бывает практически невозможно. Поэтому осмотр места происшествия необходимо производить незамедлительно при поступлении сообщения о несчастном случае на производстве независимо от того, сколько времени прошло со дня происшествия.

До выезда на место происшествия следователь дает указание администрации данного предприятия о принятии мер к охране места происшествия и его неприкосновенности. К участию в осмотре места происшествия привлекаются соответствующие специалисты (судебно- медицинский эксперт, криминалист, государственный инспектор по охране труда, специалист в области электротехники, производства строительных, земляных работ и т.д.).

На месте происшествия перед началом осмотра:

выявляются и опрашиваются очевидцы происшествия об изменении обстановки на месте происшествия;

уясняется характер производственной деятельности и обстоятельства, при которых произошел несчастный случай;

определяются границы осмотра и удаляются посторонние лица.

В ходе осмотра исследуется:

производственное помещение и конкретное рабочее место, где произошел несчастный случай;

конкретный механизм, оборудование, на котором работал пострадавший во время происшествия, его техническое состояние, средства защиты;

иные объекты, с которыми по обстоятельствам событий или техническим условиям взаимодействует этот механизм;

индивидуальные средства защиты, которыми пользовался пострадавший (защитные очки, монтажный пояс, перчатки и т.п.);

инструменты, обрабатываемые детали и изготовленная продукция;

следы происшествия (обломки деталей, следы резания, скольжения, сверления, разруба, изгиба, разрыва деталей, следы крови, иные следы биологического происхождения, обрывки одежды и т.п.);

труп пострадавшего.

Результаты осмотра фиксируются в протоколе осмотра и прилагаемых к нему фотографиях, видеозаписях, планах, схемах.

2. Осмотр и выемка документов является неотложным следственным действием, поскольку в них содержится важная информация о производственном процессе, обязанностях должностных лиц по выполнению правил техники безопасности и охраны труда, о состоянии дисциплины, технической исправности механизмов и аппа-ратов, проведенном инструктаже рабочих по технике безопасности и другие сведения.

К числу документов, подлежащих осмотру и выемке, относятся:

документы проведенного ведомственного расследования;

документы, характеризующие данное производство в целом (проектная и монтажная документация; акт приемки объекта в эксплуатацию и т.п.);

документы, характеризующие техническое состояние оборудования (технический паспорт, журналы и акты проверки технического состояния, акты проводившихся ремонтов и т.п.);

документы, характеризующие организацию работ на данном производстве (разрешение на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт; проектно-сметная документация; наряды и графики на выполнение работ; приказы о возложении определенной обязанности на должностных лиц; докладные записки мастеров, бригадиров по ведению работ и т.п.);

документы, характеризующие выполнявшуюся работу (наряды, маршрутные листы; технические описания; планы работ; инструкции по эксплуатации; рабочие чертежи; документы на согласование отступлений, допущенных от проекта при монтаже; акты приемки скрытых работ; документы о контроле качества сварочных соединений и т.п.);

приказы, инструкции, положения и другие нормативные документы, в которых содержатся правила и нормы по технике безопасности;

документы, отражающие подготовку лица в области техники безопасности, его квалификации (должностные инструкции по технике безопасности; журнал регистрации прохождения рабочими инструктажа по технике безопасности; допуск к данному виду работы);

медицинские документы о состоянии здоровья работников до и после происшествия;

объяснения лиц, ответственных за организацию безопасного производства работ;

бухгалтерские документы о размере материального ущерба.

3. Допросы потерпевшего и очевидцев.

В зависимости от состояния здоровья потерпевший может быть допрошен на месте происшествия, в прокуратуре, дома, в лечебном учреждении. Если потерпевший находится в тяжелом состоянии, его допрос производится с разрешения врача.

Из свидетелей в первую очередь допрашиваются очевидцы происшествия, которые непосредственно наблюдали обстоятельства несчастного случая.

Подготовка к допросу пострадавшего и очевидцев включает:

изучение правил охраны труда и техники безопасности при выполнении данного вида работы;

уяснение специфических технических терминов;

изучение условий и характера производимых работ, средств и способов их выполнения.

При допросе свидетеля выясняются следующие вопросы:

стаж его работы по специальности и на данном предприятии;

проходил ли инструктаж по технике безопасности;

каковы обстоятельства происшествия (когда, где, при выполнении каких работ, по чьему указанию проводилась работа, каков был механизм травмирования, сработали ли средства аварийной сигнализации, был ли пострадавший трезв, какие изменения были внесены в обстановку места происшествия после случившегося и т.п.);

каково техническое состояние оборудования, с работой которого связано происшествие (имеются ли дефекты и неисправности оборудования, средства защиты на нем, блокировки, сигнализации, исправны ли они и т.п.);

какова организация и условия выполнения работы, с которой связано происшествие (соответствовали ли организация и условия выполнения работы требованиям безопасности труда, какие нарушения были допущены и по каким причинам, всеми ли средствами индивидуальной защиты, спецодеждой был обеспечен работник, по какой причине работа проводилась с нарушением требований правил техники безопасности, кто из должностных лиц дал указание выполнять работу с нарушением требований правил техники безопасности труда);

что, по его мнению, явилось причиной происшествия.

4. Допросы должностных лиц.

В качестве свидетелей допрашиваются также должностные лица данного предприятия (руководитель предприятия, главный инже-нер, инженер по технике безопасности, начальник участка, цеха, мастер и т.д.). Допросу указанных лиц должна предшествовать тщательная подготовка, поскольку они заинтересованы в исходе дела и будут стремиться давать объяснения, оправдывающие их действия.

При их допросах выясняется следующее:

какое имеет образование, профессию и стаж работы по специальности;

что входит в круг обязанностей, какими нормативными актами они установлены;

как осуществлялся надзор за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности, какие мероприятия для этого проводились;

были ли ранее подобные случаи нарушения техники безопасности, какие меры были приняты для их предотвращения в дальнейшем;

что, по мнению опрашиваемого, явилось причиной происшествия, признает ли он свою вину в нарушении правил техники безопасности и охраны труда.

5. Назначение судебно-медицинской экспертизы.

При расследовании преступных нарушений правил охраны труда и техники безопасности судебно-медицинская экспертиза проводится обязательно по каждому уголовному делу, поскольку в зависимости от тяжести наступивших последствий зависит квалификация преступления и ответственность должностных лиц. Кроме того, с ее помощью выявляется характер травмы и механизм ее образования.

На разрешение судебно-медицинских экспертов ставятся вопросы:

направленные на установление последствий не-счастного случая (какова причина смерти пострадавшего; какие телесные повреждения ему причинены, какова их степень тяжести, характер и локализация, какие из них являются прижизненными и какие возникли посмертно; в результате какого повреждения наступила смерть; не имел ли пострадавший заболеваний до происшествия и не способствовали ли они совершению данного происшествия и т.п.);

направленные на установление обстоятельств травмирования (каков механизм причинения повреждения, сила и направление ударов, орудие травмирования; могло ли повреждение быть получено при таких-то обстоятельствах и т.п.);

направленные на установление у пострадавшего медицинских противопоказаний к допуску к данной работе (соответствовало ли состояние здоровья данного работника медицинским требованиям, предъявляемым при допуске к выполнению данной работы, какие имелись противопоказания; являются ли данные условия труда вредными с точки зрения охраны труда; какие вредные производственные факторы имеют место; не обусловлено ли заболевание данного работника вредными условиями труда; находился ли данный работник в состоянии опьянения и какова его степень и т.п.).

Тактика производства следственных действий на дальнейшем этапе расследования

К числу дальнейших следственных действий относятся: допросы свидетелей, обвиняемых, назначение и производство судебно- технической, различных видов криминалистической экспертизы, проведение следственного эксперимента и проверки показаний на месте, производство обыска, выемки и других следственных действий.

Допросы свидетелей.

Кроме очевидцев происшествия, в качестве свидетелей могут быть допрошены лица, работавшие совместно с потерпевшим, но не являющиеся очевидцами самого происшествия; административно- технические работники; технические инспектора профсоюзов, инспектора государственных инспекций труда; рабочие, производившие ремонт оборудования, машин, станков, агрегата, механизма и др.

При допросах выясняется:

что известно о расследуемом происшествии и его обстоятельствах;

имелись ли ранее случаи нарушений техники безопасности на данном участке;

как организован инструктаж и обучение правилам техники безопасности на предприятии;

какова обеспеченность рабочих средствами индивидуальной защиты;

имели ли место ранее неисправности оборудования;

какова квалификация и опыт потерпевшего, его отношение к соблюдению правил техники безопасности и т.п.

Назначение экспертиз.

По делам данной категории проводится прежде всего судебно- техническая экспертиза по делам о нарушении техники безопасности, которая назначается независимо от результатов ведомственного расследования.

Перед экспертом могут быть поставлены для разрешения следующие вопросы:

каково техническое состояние данного оборудования, исправно ли оно, полностью ли укомплектовано средствами защиты;

какова техническая причина происшествия;

каков механизм происшествия;

соответствует ли организация и порядок выполнения данной работы требованиям техники безопасности;

нарушение каких правил по технике безопасности повлекло за собой несчастный случай;

кто из должностных или иных лиц ответствен за их соблюдение;

имелись ли нарушения правил техники безопасности со стороны пострадавшего.

По делам о нарушении правил техники безопасности труда также могут проводиться строительно-техническая экспертиза, различные криминалистические экспертизы (технико-криминалистическая, тра- сологическая, почерковедческая и др.).

3. Допрос обвиняемого.

Установив лицо, ответственное за произошедший на производстве несчастный случай, следователь привлекает его в качестве обвиняемого и допрашивает.

Особое значение имеет подготовка к допросу обвиняемого, поскольку он является специалистом в данной отрасли производства и хорошо ориентируется в специальных вопросах, относящихся к предмету допроса. В ходе подготовки детально изучается технологический процесс данного предприятия, действующие на нем правила техники безопасности, должностные инструкции, показания потерпевшего и свидетелей несчастного случая, заключения экспертов. Допрос проводится с участием специалиста.

Тактика допроса обвиняемого зависит от его должностного положения, имеющихся доказательств его вины в нарушениях правил охраны и техники безопасности труда, от признания им своей вины в нарушении этих правил.

В ходе допроса обвиняемого, являющегося должностным лицом, выясняется:

его образование, стаж работы по специальности и на руководящей должности на данном предприятии;

каким производственным участком или каким видом работ он руководит, круг его обязанностей, какими нормативными актами они установлены, осуществлял ли контроль за соблюдением правил охраны труда и техники безопасности;

каковы обстоятельства несчастного случая, произошедшего на производстве;

были ли ранее подобные несчастные случаи на производстве и какие меры им принимались для их устранения в будущем;

что, по его мнению, явилось причиной происшествия;

признает ли он свою вину в нарушении правил охраны и безопасности труда.

При допросе обвиняемого, который является исполнителем работ, выясняется:

его профессия, стаж работы по специальности;

состояние здоровья, не страдает ли он какими-либо заболеваниями;

по чьему указанию, где, когда и какую работу выполнял во время происшествия;

выполнял ли он раньше подобную работу, какие имеет навыки в ней;

Какие виды ответственности за нарушение требований охраны труда на предприятии?

Какие наказания могут использоваться в отношении работника, специального должностного лица или для всего предприятия как юридического лица?

Виды ответственности за нарушение требований охраны труда

  1. Дисциплинарная . Предусматривается для работников, указывается в Трудовом кодексе. К видам дисциплинарных взысканий относят замечание, а также выговор и увольнение. Порядок наложения санкций на работника указывается в трудовом законодательстве, а также в локальных нормативных актах (ПВТР – Правила внутреннего распорядка) и других документах.
  2. Материальная . Это также вид ответственности, который предусмотрен для работников. Применяется в случае, когда в результате противоправных деяний работника причинен материальный ущерб имуществу и имущественным интересам нанимателя. Работник обязан возместить только прямой материальный вред, а не упущенную выгоду. Материальная ответственность регулируется нормами трудового законодательства, а также ряда других актов.
  3. Административная . Вид ответственности, который может использоваться как в отношении физлиц, так и в отношении юридических лиц (для юрлиц чаще всего установлена административная ответственность в виде денежной санкции – штрафа).
  4. Уголовная . Предусматривается только для физических лиц (не только работников предприятий, но и должностных лиц: для специалистов по охране труда, для руководителей и других). Уголовная ответственность за нарушение требований ОТ является самой суровой, может предусматривать не только штрафы, но и лишение свободы.

В каких федеральных законах предусматривается ответственность за нарушение норм охраны труда?

Ответственность работника и нанимателя указывается в ряде нормативно-правовых актов.

  • Трудовой кодекс РФ;
  • Кодекс об административных правонарушениях (это же КоАП);
  • Уголовный кодекс Российской Федерации (он же УК РФ);
  • ФЗ “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (обращайте внимание, чтобы у вас была действующая редакция нормативного акта: в 2016 г. были внесены изменения!). Некоторые из внесенных изменений начали действовать только с 2016—2017 г.

Увольнение за нарушение требований охраны труда как вид дисциплинарной ответственности: основания и порядок

В ст. 192 Трудового кодекса РФ перечисляются виды дисциплинарных взысканий, среди которых есть и увольнение. Ст. 192 Трудового кодекса отсылает к нормам ст.81, в которой перечисляются основания увольнения.

Одним из них является нарушение правил охраны труда. В самой ст. 81 Трудового кодекса содержатся основания увольнения:

  1. Нарушение правил было установлено комиссией по охране труда или же специальными уполномоченным по охране труда.
  2. Нарушение правил охраны труда работником повлекло за собой наступление тяжких последствий (к примеру, произошел несчастный случай на производстве, случилась авария, вышла катастрофа).

Дисциплинарная ответственность в форме увольнения возможна и в таком случае, если нарушение правил охраны труда заведомо создавало реальную угрозу наступления опасных последствий.

В ст. 193 Трудового кодекса содержится общий порядок наложения административных взысканий на работника. Перечисленные здесь нормы справедливы и по отношению к увольнению за нарушение требований ОТ. Схема выглядит следующим образом:

Дисциплинарная ответственность в виде увольнения является самой строгой. Будьте внимательными при заполнении всех документов, следите за тем, чтобы была соблюдена вся процедура.

Если хоть один документ отсутствует, если были нарушены сроки наложения дисциплинарного взыскания, то работник смело может обращаться в госинспекцию труда и (или же) в органы, которые занимаются рассмотрением трудовых индивидуальных споров.

Перечень нарушений по охране труда на предприятии составляется на каждом отдельном предприятии и представляет собой внутренний документ.

Ответственность работодателя за нарушение требований ОТ. Смотрим в административный кодекс!

КоАП (административный кодекс) – документ, который предусматривает ответственность юридического лица.

Это значит, что предприятие будет выплачивать штраф за нарушение законодательства в сфере охраны труда (чаще всего).

Для юридических лиц также предусматривается такой вид ответственности, как временный запрет на осуществление деятельности . В этом материале мы перечислим только основные составы правонарушений, которые содержатся в КоАП:

  1. Ст. 5.27 за нарушение трудового законодательства, а также иных актов, содержащих нормы трудового права. По ч5. ст. 5.27 КоАП наступает ответственность в размере штрафа 5 000 рублей для граждан; дисквалификацию на 1-3 года для должностных лиц, штраф от 30 000 руб. для тех, кто осуществляет деятельность без образования юрлица; предусмотрен и штраф на юрлиц от 100 000 рублей до 200 000 руб.
  2. Ст. 5.27.1 за нарушение государственных нормативных требований ОТ. Максимальная санкция для юрлиц по статье предусматривает штраф от 100 000 руб. до 200 000 руб. или же административное приостановление работы на сроки до 90 суток.
  3. Ст. 5.28 , предусматривающая ответственность за уклонение от участия нанимателя в переговорах о заключении коллективного договора (КД).
  4. Ст. 5.31 за нарушение или же невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению
  5. Ст. 15.34 за сокрытие страхового случая предусматривает наложение административной ответственности в виде штрафа от 5 000 рублей до 10 000 рублей (касается юридических лиц).
  6. Ст. 19.5 КоАП РФ за невыполнение в прописанный срок законного предписания соответствующих должностных лиц.

Ответственность работодателя в таких случаях не ограничивается только штрафом, но и грозит дополнительными проверками, упущенной прибылью при административном приостановлении деятельности и другими санкциями.

Но самой суровой по праву считается уголовная ответственность . Она не может наступать для юридических лиц, поскольку юридическое лицо не является субъектом уголовного права.

Но нормы УК РФ применяются в отношении должностных лиц, чья деятельность повлекла нарушение правил охраны труда и серьезный ущерб.

Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

В Уголовном кодексе РФ есть несколько статей, которые связаны с ответственностью за нарушение норм трудового законодательства.

  1. Ст.145 за необоснованный отказ в приеме на работу или же за необоснованное увольнение беременной женщины, а равно с тем — и женщины с детьми в возрасте до 3-х лет. Предусматривает наложение штрафа размером до 200 000 рублей или же штрафа в размере зарплаты или же в размере другого дохода осужденного за срок до 18 месяцев, также в качестве санкции указываются обязательные работы на срок до 360 часов.
  2. Статья 145.1 за невыплату зарплаты, пенсий, стипендий, пособий, а также иных выплат наказывается вплоть до лишения свободы на сроки до 5 лет.

Но ключевой нормой, которая предусматривает уголовную ответственность, является ст. 143 УК РФ. Она носит название «Нарушение требований охраны труда» и содержит 3 части.

Состав преступления обладает рядом особенностей:

  1. Специальный субъект – лицо, на которое были возложены обязанности по обеспечению правил охраны труда . В постановлении Пленума ВС 23 апреля 1991 года (с последующими изменениями) указывается, что к таким субъектам относятся: А) руководители предприятий; Б) главные инженеры; В) главные специалисты, которые не предприняли мер по устранению нарушений Г) другие лица, на которых возложена обязанность охраны труда. Если нарушение норм было допущено лицом, не обладающим специальным статусом, но повлекло по неосторожности тяжкий вред для здоровья человека/смерть по неосторожности, то наступает уголовная ответственность совсем по другой статье — ст. 109, 118 УК.
  2. Необходимо наличие общественно опасных последствий (причинение тяжкого вреда здоровью, смерть человека или нескольких человек). Само собой, необходимо будет доказать и существование причинно-следственной связи между непосредственным нарушением правил и наступлением вреда.
  3. Все деяния, предусмотренные статьей, совершаются по неосторожности.
  4. Ответственность наступает на предприятиях вне зависимости от форм собственности (государственные, частные, иностранные на территории России или другие).
  5. Нарушение правил охраны труда – обширное понятие, которое может включать не только технику безопасности, но и правила безопасного ведения работ, нарушение правил промышленной санитарии, гигиены труда и другие.

Ст. 143 УК РФ и уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда

Ч.1 ст. 143 предусматривается уголовную ответственность за нарушение требований охраны труда, повлекшее по неосторожности причинение здоровью тяжкого вреда.

В санкции уголовной статьи предусматриваются следующие виды наказаний:

  • штраф до 400 000 рублей или же штраф в размере зарплаты/другого дохода осужденного за срок до 18 месяцев;
  • обязательные работы на сроки 180-240 часов;
  • исправительные работы на сроки максимум до 2-х лет;
  • принудительные работы на срок максимум до 1 года;
  • лишение свободы до 1 года + лишение специального права занимать определенные должности или на то, чтобы заниматься определенной деятельностью до 1 года (или же без лишения права).

Ч.2 ст. 143 УК РФ и уголовная ответственность за нарушение требований ОТ, повлекшее смерть человека по неосторожности предусматривает следующие санкции:

  • принудительные работы на сроки до 4-х лет;
  • лишение свободы сроком до 4 лет + лишение права на то, чтобы занимать определенные должности/заниматься тем или иным видом деятельности до 3-х лет (или же без лишения права).

Ч.3 ст. 143 УК РФ и уголовная ответственность за нарушение требований ОТ, повлекшее за собой смерть 2-х и больше человек по неосторожности наказывается:

  • принудительными работами на максимальный срок до 5 лет;
  • лишение свободы до 5 лет + лишение права на то, чтобы занимать определенные должности/заниматься определенной деятельностью сроком до 3-х лет (или же без лишения права).

Примечание к ст. 143 прямо указывает, что под требованиями ОТ в этой статье понимаются государственные нормативные требования ОТ, которые находятся в федеральных законах, а также в других актах.

Где содержится перечень нарушений по охране труда на предприятии?

Это могут быть не только локальные акты (хотя в них работникам и должностным лицам ориентироваться проще всего).

Чтобы посмотреть ответственность и правила выполнения работ, загляните в ПВТР, типовую инструкцию по безопасности, а также в должностную инструкцию .

Перед приемом работника наниматель обязан провести вводный инструктаж + первичный инструктаж по технике безопасности. Об этом работник расписывается в специальном журнале.

Также на предприятии должна быть установлена периодичность проведения текущих инструктажей по безопасности и охране труда (к примеру, они проводятся 1 раз в 6 месяцев).

Каждый работник должен пройти текущий инструктаж + расписаться в соответствующем журнале. Дополнительно есть случаи так называемых «экстренных инструктажей», которые проводятся после несчастного случая на предприятии. О них также работники расписываются.

Существуют и отраслевые правила по ОТ, в которым относятся:

  1. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 25 февраля 2016 г. N 76н под названием «Об утверждении Правил по ОТ в сельском хозяйстве» . Есть такие же постановления, утверждающие правила ОТ в строительстве, в ЖКХ (жилищно-коммунальном хозяйстве), в области производства пищевой продукции и другие.
  2. Приказ Минсельхоза РФ за 20 июня 2003 г. N 890 под названием «Об утверждении Правил по ОТ в мясной промышленности» . Также есть отдельные приказы для предприятий, работающих в сфере хранения семян сахарной свеклы, хранения и переработки зерна, растениеводства, животноводства, в табачной промышленности и других сферах.
  3. Распоряжения ОАО «РЖД» по охране труда для сотрудников российских железных дорог (машинистов, работников тепловых сетей, строителей и многих других).

Межотраслевые документы, которые регулируют правила охраны труда

  1. Приказ Минтруда и соцзащиты РФ от 16 ноября 2015 г. за N 873н под названием «Об утверждении Правил по охране труда при хранении, при транспортировании, а также реализации нефтепродуктов»
  2. Постановление Минтруда РФ за 28 марта 2014 г. N 155н под названием «Об утверждении Правил по ОТ при работе на высоте» .

Есть такие же постановления о правилах безопасности при переработке пластмасс, работе на автомобильном транспорте, эксплуатации газового хозяйства организаций, при выполнении пайки изделий.

3 вывода из статьи

  1. Есть 4 вида ответственности за нарушение правил охраны труда: от дисциплинарной до уголовной
  2. Перечень нарушений по охране труда на предприятии находится в должностных инструкциях, ПВТР и др. локальных документах. Также есть утвержденные приказами и постановлениями требования, правила и инструкции
  3. Применение дисциплинарного взыскания — увольнения должно соответствовать установленным в ст. 193 ТК правилам.

Видео: Ответственность за нарушение требований охраны труда

Обеспечение безопасных условий труда работника является одной из основных обязанностей работодателя. Один мой знакомый, работающий в строительной организации и отвечающий за этот аспект, был оштрафован за нарушения правил охраны труда. И он еще легко отделался. Давайте посмотрим, какая ответственность за несоблюдение правил по охране труда возлагается на работника и организацию.

За неисполнение своих обязанностей по обеспечению безопасных условий труда, работодатель, а также должностное лицо, ответственное за соблюдение правил охраны труда, могут быть привлечены к серьезной ответственности.

Административная ответственность за нарушение правил охраны труда

Прежде всего, это административная ответственность, которая предусмотрена статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В соответствии с ней, нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от 1000 до 5000 рублей, на организацию - от 30000 до 50000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. Если виновный ранее был подвергнут административному наказанию за аналогичное правонарушение, то мера наказания будет более строгая - дисквалификация на срок от 1 до 3 лет.

То есть, если в результате проверки обнаружиться, что в вашей организации, например, не проводилась аттестация рабочих мест, работники не обеспечены специальной одеждой, обувью, другими средствами индивидуальной защиты, отсутствуют защитные ограничения опасных зон и т.д., то проверяющая организация наложит штраф или же приостановит деятельность вашей организации. Все зависит от серьезности нарушений.

Уголовная ответственность за несоблюдение правил охраны труда

Также законодательством предусмотрена уголовная ответственность за несоблюдение правил охраны труда и условий безопасности работников. В соответствии со статьей 143 Уголовного кодекса РФ лицо, на котором лежали обязанности по соблюдению правил техники безопасности или иных правил охраны труда, будет привлечен к уголовной ответственности, если его действия (бездействие) повлекли по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека.

Данное лицо накажут:

  • штрафом в размере до 200000 рублей или в размере его заработной платы (иного дохода) за период до 18 месяцев, либо
  • обязательными работами на срок до 480 часов, либо
  • исправительными работами на срок до двух лет, либо
  • принудительными работами на срок до одного года, либо
  • лишением свободы до одного года.

За гибель человека - наказание более строгое. Лицо, ответственное за соблюдение правил техники безопасности и иных правил охраны труда обяжут выполнять принудительные работы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо. Или это лицо может быть лишено свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Уголовная ответственность установлена также за:

  • нарушение правил безопасности при проведении горных, строительных или иных работ (статья 216 Уголовного кодекса РФ);
  • нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (статья 215 Уголовного кодекса РФ);
  • за нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (статья 217 Уголовного кодекса РФ);
  • за нарушение правил пожарной безопасности (статья 219 Уголовного кодекса РФ);
  • за ряд других нарушений правил охраны труда.

Комментарий к статье 24

1. В соответствии со ст. 419 ТК за действия, указанные в комментируемой статье, предусмотрена дисциплинарная, административная, уголовная и гражданско-правовая ответственность.

2. Дисциплинарная ответственность. За нарушение трудовой дисциплины, под которым понимается неисполнение или ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых обязанностей, включая обязанность по соблюдению требований охраны труда, предусматривается дисциплинарная ответственность. Так, обязанность работников по соблюдению требований охраны труда закреплена в ст. 15 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" (см. комментарий к ст. 15 Закона).

Обязанности лиц, выполняющих функции руководителей, в сфере охраны труда также регламентируются. Нормативной базой для такой регламентации являются помимо ст. 15 Закона также ч. 2 ст. 21 ТК РФ, правила внутреннего трудового распорядка и квалификационные характеристики должностей руководителей и служащих, утверждаемые в установленном порядке.

Квалификационные характеристики массовых должностей руководящих работников, общих для всех отраслей экономики, наиболее широко распространенных на практике, определены Минтрудом России (Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденный Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37. М.: Приор, 2000). Квалификационные характеристики должностей руководителей, специфических для отдельных отраслей, разрабатываются и утверждаются Министерствами (ведомствами).

Из квалификационных характеристик руководителей следует, что в число их должностных обязанностей наряду с осуществлением функции по организации производства и труда входит также обязанность по обеспечению здоровых и безопасных условий труда для подчиненных исполнителей, а также контроль за соблюдением ими требований охраны труда. Причем осуществление руководителями организационных и контрольных функций базируется на отношении "власть - подчинение": руководитель конкретного уровня в соответствии со своими полномочиями дает указания, обязательные для исполнения теми, кому они адресованы, т. е. используется распорядительный способ воздействия на подчиненных. Именно это позволяет говорить о том, что лица, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда на предприятиях, являются лицами, осуществляющими организационно-распорядительные функции.

В конкретных организациях указанные квалификационные характеристики могут применяться в качестве нормативных документов прямого действия или служить основой для разработки внутренних организационно-распорядительных документов - должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей работников с учетом особенностей организации производства, труда и управления, а также прав и ответственности. При необходимости обязанности, включенные в квалификационные характеристики определенной должности, распределяются между несколькими исполнителями либо пополняются дополнительными обязанностями. Должностные инструкции утверждаются руководителем организации либо его заместителем, в непосредственном подчинении которого находятся подразделение и соответствующие работники, с учетом мнения профсоюзного органа. Именно этими нормативными документами необходимо руководствоваться при решении вопроса о том, за нарушение каких обязанностей по соблюдению требований охраны труда подлежат ответственности лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, включая функции по обеспечению охраны труда.

Определенные должностные обязанности в области охраны труда возлагаются также на специалистов предприятия, что находит закрепление в должностных инструкциях. Например, инженер-энергетик обеспечивает не только бесперебойную работу, правильную эксплуатацию, ремонт и модернизацию энергетического оборудования, электрических и тепловых сетей, но и соблюдение правил и норм охраны труда при производстве указанных работ.

Несоблюдение работниками и лицами, выполняющими организационно-распорядительные функции, а также специалистами по их вине возложенных на них обязанностей в сфере охраны труда является нарушением дисциплины труда (дисциплинарным проступком), за что виновные могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности (ст. 192 ТК).

Дисциплинарный проступок может выражаться как в совершении противоправных виновных действий, не соответствующих требованиям специальных норм и правил охраны труда, так и в бездействии (в непринятии мер по предупреждению нарушения требований охраны труда). Действия работника, не выходящие за рамки закона, не могут считаться противоправными. Так, отказ работника от выполнения работ в случае возникновения опасности для его жизни и здоровья вследствие нарушения требований охраны труда либо от выполнения тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных трудовым договором, не влечет за собой привлечения его к дисциплинарной ответственности (ст. 9 Закона и ст. 220 ТК).

Дисциплинарные проступки рабочих обычно выражаются в том, что ими не соблюдаются установленные инструкциями по охране труда правила выполнения работ и поведения в производственных помещениях и на строительных площадках, требования обращения с машинами и механизмами, правила использования средств индивидуальной и коллективной защиты, нарушаются санитарные нормы и т. д.

Наиболее распространенными нарушениями правил охраны труда лицами, наделенными организационно-распорядительными функциями, являются: допуск работников к выполнению работ без проверки знания ими требований охраны труда и прохождения стажировки на рабочем месте с целью приобретения навыков безопасных приемов работы; к управлению внутризаводским транспортом без прохождения обязательного медицинского осмотра; к работе на неисправном оборудовании либо к эксплуатации технологического оборудования с нарушением технических требований, при отсутствии предохранительных и оградительных устройств, без применения работниками средств индивидуальной защиты; а также привлечение отдельных категорий работников к выполнению работ, запрещенных для них законодательством (к тяжелым работам, работам с вредными или опасными условиями труда, к ночным и сверхурочным работам), и др.

Материалами для привлечения к дисциплинарной ответственности у работодателя могут быть результаты проверок со стороны службы охраны труда данной организации или органов государственного надзора и контроля и органов общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда. Кроме того, уполномоченные должностные лица органов государственного надзора могут давать работодателям обязательные для исполнения предписания о привлечении лиц, виновных в нарушении законодательства об охране труда, к дисциплинарной ответственности.

Дисциплинарная ответственность заключается в применении к виновному одного из следующих видов взыскания, предусмотренных законодательством о труде: замечание, выговор, увольнение с работы (ст. 192 ТК). Причем увольнение с работы может осуществляться как при систематическом нарушении (несоблюдении) требований охраны труда (п. 5 ст. 81 ТК), так и при однократном грубом нарушении трудовых обязанностей руководителем организации (филиала, представительства, отделения и другого обособленного подразделения) и его заместителями (п. 10 ст. 81 ТК). Увольнение работника может иметь место также за нарушение им требований по охране труда, если это нарушение повлекло тяжкие последствия (несчастный случай на производстве, авария, катастрофа) либо заведомо создавало реальную угрозу наступления таких последствий (подп. "д" п. 6 ст. 81 ТК).

Обязанности работников по соблюдению требований охраны труда и меры дисциплинарной ответственности за их несоблюдение закреплены также некоторыми уставами и положениями о дисциплине, применяемыми в ряде отраслей хозяйства (например, Устав о дисциплине работников организаций с особо опасным производством в области использования атомной энергии, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1998 г. // СЗ РФ. 1998. N 29. Ст. 3557).

Дисциплинарное взыскание применяется руководителем организации. Другие обладают таким правом лишь в случаях, когда указанные полномочия им предоставлены уставом организации, приказом руководителя и др.

Применение дисциплинарного взыскания не освобождает работника, совершившего дисциплинарный проступок, от иной ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в частности от возмещения материального ущерба организации. Кроме того, дисциплинарное взыскание может сочетаться с лишением в установленном порядке премий, вознаграждений по итогам работы за год и другими мерами, предусмотренными законодательством и коллективным договором.

Согласно ст. 193 ТК до применения к виновному работнику взыскания руководитель организации должен затребовать от него письменное объяснение. При наложении дисциплинарного взыскания следует учитывать тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, степень вины работника, предшествующую работу и его поведение.

Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения нарушения требований охраны труда, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая времени болезни работника или пребывания его в отпуске. По истечении 6 месяцев со дня совершения проступка применение дисциплинарного взыскания не допускается, за исключением случаев, указанных в данной статье. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано в государственные инспекции труда или в комиссию по трудовым спорам, а если она не создана - в суд.

Руководители организации, их заместители привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ст. 195 ТК. Исходя из содержания этой статьи, профессиональные союзы или иные представительные органы работников, уполномоченные контролировать соблюдение законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашений, вправе подать заявление работодателю с указанием на нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, допускаемые руководителем организации (его заместителями).

Работодатель должен в недельный срок рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов об охране труда, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

За допущенные правонарушения работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

3. Административная ответственность. Лица, осуществляющие организационно-распорядительные функции, и другие работники, ответственные за обеспечение соблюдения требований охраны труда в организации, допустившие административные правонарушения в сфере охраны труда, подвергаются административной ответственности.

Административная ответственность - это мера государственного принуждения в виде административного наказания за совершение административного правонарушения - противоправного, виновного действия (бездействия), применяемого в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (п. 1 ст. 3.1 КоАП). Правом привлекать к административной ответственности, как указывалось в комментарии к ст. 20 Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации", наделены органы государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и правил по безопасному ведению работ в отдельных отраслях и на объектах.

Субъектами такой ответственности могут быть как руководители организаций, так и другие работники, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению руководителя возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований охраны труда, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Нарушение требований охраны труда этими лицами может выражаться как в нарушении своими собственными действиями установленных правил, так и в даче подчиненным указаний, идущих вразрез с правилами (инструкциями) по охране труда, а также за непринятие мер по обеспечению соблюдения правил подчиненными им лицами, если обеспечение соблюдения этих правил входит в круг их служебных обязанностей.

Таким образом, к административной ответственности могут быть привлечены как непосредственный организатор работ (мастер, начальник участка), так и лица, обязанные обеспечивать безопасность труда (начальник цеха, главный инженер организации), или одновременно те и другие.

С субъективной стороны нарушение законодательства об охране труда может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

Нарушение законодательства о труде и охране труда согласно ст. 5.27 КоАП влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда. Помимо административного штрафа ст. 3.2 КоАП предусматривает новый вид административного наказания - дисквалификацию.

Административный штраф может быть наложен: главным государственным инспектором труда Российской Федерации, его заместителями; главным государственным правовым инспектором труда Российской Федерации; главным государственным инспектором Российской Федерации по охране труда и другими должностными лицами федеральной инспекции труда и государственных инспекций труда. Административное взыскание в виде дисквалификации назначается судьей.

Дисквалификация на срок от одного года до трех лет применяется за нарушение законодательства о труде и об охране труда к лицам, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение.

Дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Административная ответственность, привлечение к которой осуществляется должностными лицами федеральной инспекции труда и подведомственных ей государственных инспекций труда, установлена также за уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо за нарушение установленного срока их заключения (ст. 5.28 КоАП); непредоставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения (ст. 5.29 КоАП); необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП); нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП); за отказ работодателя в приеме на работу инвалида в пределах установленной квоты (ч. 1 ст. 5.42 КоАП); сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (ст. 5.44 КоАП).

За совершение указанных правонарушений предусмотрено наложение административного штрафа, выражающегося в кратной величине минимальной оплаты труда.

Административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов и субъекты такой ответственности предусмотрены ст. 9.1 и ст. 11.20 КоАП.

Рассматривать дела об указанных правонарушениях в соответствии со ст. 23.31 КоАП вправе: руководитель Госгортехнадзора России; руководители управлений и округов государственного горного и промышленного надзора, их заместители и другие должностные лица, указанные в этой статье.

Административная ответственность за нарушение правил использования атомной энергии и порядка учета ядерных материалов и радиоактивных веществ, а равно необеспечение контроля за соблюдением их хранения и использования установлена ст. 9.6 КоАП. Дела об ответственности за названные правонарушения согласно ст. 23.33 КоАП рассматриваются руководителем Госатомнадзора России, его заместителями, руководителями территориальных органов Госатомнадзора России, их заместителями и другими должностными лицами, указанными в данной статье.

Меры государственного принуждения в виде административного наказания предусмотрены и за многие другие административные правонарушения, например, за ввод в эксплуатацию топливо - и энергопотребляющих объектов без разрешения органов, осуществляющих государственный надзор на указанных объектах (ст. 9.9 КоАП); за нарушение правил пользования топливом и энергией, правил устройства, эксплуатации энергопотребляющих установок, тепловых сетей, объектов хранения, содержания, реализации и транспортировки энергоносителей, топлива и продуктов его переработки (ст. 9.11 КоАП) и др.

Дела об указанных административных правонарушениях от имени органов госэнергонадзора согласно ст. 23.30 КоАП рассматриваются:

Главным государственным инспектором Российской Федерации по энергетическому надзору и его заместителем;

Старшими государственными инспекторами по энергетическому надзору;

Государственными инспекторами по энергетическому надзору.

Административная ответственность в сфере труда установлена также за нарушение организациями санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемиологических норм и правил, нарушение санитарно-эпидемиологических требований эксплуатации общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта (ст. ст. 6.3, 6.4 КоАП).

Рассматривать дела об указанных правонарушениях от имени органов государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии со ст. 23.13 КоАП вправе:

Главный государственный санитарный врач Российской Федерации, его заместители;

Главные государственные санитарные врачи субъектов Российской Федерации, их заместители;

Главные государственные санитарные врачи на транспорте (водном, воздушном), их заместители;

Главные государственные санитарные врачи городов, районов;

Главные государственные санитарные врачи федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных по вопросам железнодорожного транспорта, в области обороны, внутренних дел, безопасности, пограничной службы, юстиции, их заместители - об административных правонарушениях, совершенных на объектах железнодорожного транспорта, обороны и иного специального назначения.

Возбуждение административного производства и привлечение к административной ответственности работодателей и лиц, выполняющих организационно-распорядительные функции, осуществляются в соответствии с требованиями КоАП (см. гл. 28 - 30 КоАП).

4. Уголовная ответственность заключается в том, что лицо, виновное в совершении преступления, обязано понести наказание - меру государственного принуждения, назначаемую по приговору суда, заключающуюся в лишении или ограничении его прав и свобод.

Возбуждение уголовного дела по факту нарушения требований охраны труда производится прокурором или судьей при наличии повода и оснований.

На практике поводом и основаниями для возбуждения уголовных дел прокурором являются поступающие в органы прокуратуры материалы органов надзора и контроля о нарушениях требований охраны труда, непосредственное обнаружение прокурором нарушений требований охраны труда, содержащих признаки преступления, материалы о происшедших несчастных случаях на производстве, направляемые работодателями в прокуратуру в обязательном порядке, и др.

Виды наказаний за нарушения требований охраны труда, содержащие все признаки состава преступления, закреплены в Уголовном кодексе РФ. Так, за нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, согласно ст. 143 УК наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы либо иного дохода осужденного за период до 18 месяцев или исправительными работами на срок до 2 лет либо лишением свободы на срок до одного года. Те же деяния, повлекшие по неосторожности смерть человека, наказываются лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Субъектами преступления, предусмотренного данной статьей, могут быть как лица, на которых в силу их служебного положения или по специальному распоряжению непосредственно возложена обязанность обеспечивать соблюдение правил охраны труда на определенном участке работ, так и руководители организаций, их заместители, главные инженеры, главные специалисты предприятий, если они не приняли мер к устранению заведомо известного им нарушения правил охраны труда либо дали указания, противоречащие этим правилам, или, взяв на себя непосредственное руководство отдельными видами работ, не обеспечили соблюдение тех же правил.

В Уголовном кодексе предусмотрена также ответственность за нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215 УК); прекращение или ограничение подачи электрической энергии либо отключение от других источников жизнеобеспечения (ст. 215.1 УК); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК); правил безопасности на взрывоопасных объекта (ст. 217 УК); правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218 УК); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219 УК).

Субъектами названных преступлений могут быть как руководители организаций и другие работники, на которых возложена обязанность по обеспечению соблюдения правил безопасности, так и лица, обязанные соблюдать эти правила.

За нарушение требований охраны труда и правил безопасности виновные в этом лица подлежат уголовной ответственности независимо от организационно-правовых форм предприятий, в которых они работают.

Наряду с рассмотренными видами ответственности руководителей и других должностных лиц за нарушение трудового законодательства, включая законодательство об охране труда, ст. 419 ТК предусматривает также гражданско-правовую ответственность этих лиц. Однако действующим законодательством такая ответственность, предусматривающая определенные меры государственного принуждения, за указанное правонарушение не установлена.

Руководители и специалисты, работники, виновные в нарушении законодательных и иных нормативных актов по охране труда, в невыполении обязательств (мероприятий) раздела охраны труда коллективного договора, привлекаются к административной, дисциплинарной и уголовной ответственности в порядке, установленном законодательством РФ.

Ответственность:

1. Дисциплинарная. Дисциплинарный проступок - это неисполнение или ненадлежащее выполнение наложенных на работника трудовых обязателств. Работодатель имеет право применить следующие виды дисциплинарных нарушений:

Замечание

Выговор

Увольнение

Не допускается применение дисциплинарных взысканий не предусмотренных кодексом. Для применения дисциплинарного взыскания существует процедура: работодатель требует объяснение в письменной форме, в случае отказа - составляетсясоотвтетствующий акт при свидетелях. Дисциплинарное взыскание применяется не позднее 1 месяца после обнаружения дисциплинарного проступка, не считая болезни работника, времени, необходимого для учета мнения представительного органа работников, отпуска. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее 6 месяяцев со дня совершения проступка, а при ревизии - не позднее 2 лет со дня его соверешния. За каждый проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание. Оно применяется в форме приказа, и предъявляется работнику под роспись в течение 3 дней со дня взыскания. Может быть обжаловано в государственной инспекции по труду или в суде. Взыскание действительно в течение 1 года.

2. Административная. Основание и объем админимстративной ответственности за нарушение требований нормативных актов по охране труда определены в КоАП от 30.12.2001 за номером 195-ФЗ (с изменениями).

К административным взысканиям относятся:

1. предупреждение - мера административного взыскания, выраженная в порицании физического лица. Выносится с письменной форме

2. административный штраф (денежное взыскание)

3. дисквалификация - лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица.

К административной ответственности привлекают органы надзора, привлекаются работодатель, руководители, должностные лица и работники, ответственные за состояние охраны труда. Статья 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда» часть 1: нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет нарушение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1000 до 5000 рублей, на юридических лиц от 30000 до 50000 или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток. В редакции ФЗ от 9.05.2005 №45, от 20.04.2007 №54, от 22.96.2002. Часть 2: Нарушение законодательства о труде о об ОТ ранее подвергнутых административному нарушению ведет дисквалификацию на срок от 1 до 3 лет.


Статья 5.44 «Сокрытие страхового случая». Сокрытие страхователей наступления страхового случая, при обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний влечет наложение административного штрафа: на граждан от 300 до 500 рублей, на должностных лиц от 500 до 1000 рублей, на юридических лиц от 5000 до 10000 рублей.

3. Уголовная ответственность. Наступает за совершение физическим лицом преступления, предусмотренного уголовным кодексом РФ (от 13 июня 1996 г, №63-ФЗ). Преступление – виновно совершенное общественно-опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.

Глава 19 «Преступление против конституционных прав и свобод человека и гражданина». Статья 143 УК РФ. Часть 1: нарушение правил техники безопасности или других правил охраны труда, совершенных лицом, но котором лежат обязанности по соблюдению этих правил, если это привело к нанесению тяжкого вреда, наказывается: штрафом в размере до 200 000 рублей, или в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо исправительными работами на срок до 2 лет, либо лишением свободы на срок до 1 года. Часть 2: То же деяние, повлекшее за собой по неосторожности смерть человека наказывается лишением свободы на срок до 3 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.

Анализ условий труда

При анализе условий труда используются следующие методы:

1. Топографический метод. Суть этого метода заключается в том, чтобы изучить причины несчастного случая по месту происшествия

2. Монографический метод. Включает в себя детальное исследование всего комплекса условий, при которых произошел несчастный случай (и технологический процесс, и работа основного и дополнительного оборудования, и применение СИЗ и СКЗ).

3. Экономический метод. Включает в себя подсчет экономических потерь от травматизма.

4. Статистический. Для построения функции опасности системы «человек – машина» необходимо определить количественное значение риска, т.е. ожидаемых потерь. Для этого возможно применение методов, основанных на анализе статистических происшествий и анализе функционирования системы «человек – машина». Статистические показатели:

К Ч (Коэффициент чистоты)=(Т/Р)*1000, где Т – количество НС, Р – количество работников.

К Т =Д/Т, где: Д – количество дней нетрудоспособности, Т – количество травм. В приведенной формуле коэффициент тяжести не отражает фактической тяжести несчастных случаев, т.к. при расчете не берутся случаи, нетрудоспособность которых не закончилась в отчетный период, а так же этот показатель не учитывает потерь, связанных с полным выбытием погибших из трудового процесса, поэтому при статистическом методе используется коэффициент нетрудоспособности:

К Н (Коэффициент нетрудоспособности)=К Ч *К Т.

Индивидуальный риск (ожидаемые потери) какого – либо i-го происшествия можно записать:

Ri=Pi(К Ч /1000)*К Т;

Рi – вероятность реализации i-происшествия.

Для количественного определения Pi используют метод анализа опасности с помощью дерева происшествий. Дерево происшествий – модель происшествия, включающая конкретное головное происшествие, связанное с помощью логических выражений с промежуточными или исходными предпосылками, обусловившими в совокупности его появление.

Алгоритм построения дерева:

1. Устанавливают потенциальное происшествие, которое будет являться головным событием в дереве.

2. Устанавливают события (отказы, ошибки), которые могут привести к этому происшествию.

3. Выявленные события обозначаются окружностями и размещают выше головного события.

4. Соединяют события верхнего уровня с событием или событиями нижнего уровня с помощью логических знаков «И» и «ИЛИ».

5. Устанавливают события, которые, в свою очередь, вызывают каждое из событий верхнего уровня.

6. События в виде окружностей записывают выше предыдущего уровня, соединяя события – причины со своими событиями – последствиями с помощью логических элементов «И» и «ИЛИ».

7. Повторяют пункты 5 и 6 пока не будет достигнут уровень базовых событий, т.е событий, происходящих спонтанно, без видимых для человека причин.

Логические элементы дерева происшествий