Огонь и скорость: лучшие боевые машины пехоты мира. Лучшие боевые машины мира: коллекция Лучший бмп в мире на сегодняшний день

Основным средством передвижения солдат с незапамятных времен были лошади. И если Первую мировую войну они еще как-то пережили, то Вторая - с ее самолетами, танками и пушками - «списала» кавалерию окончательно. Коней в итоге оставили полицейским и почетным караулам, а солдат пересадили на бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Преимущества вторых - высокая скорость и проходимость, способность «вплавь» преодолевать реки и действовать в условиях применения оружия массового поражения, включая ядерное. В отличие от БТР, они могут не только доставить пехоту на поле боя, но и поддержать ее мощным ракетно-пушечным огнем. РИА Новости публикует подборку самых популярных БМП армий стран мира.

Советская «двойка»

Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин - БМП-2 - «рабочая лошадка» советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.

Механик водитель БМП-2 во время тактических учений «Запад-2017»

В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом. «У нас есть новая БМП с „тридцаткой“. Эта машина - что надо: душманы ее боятся и называют „шайтан-арба“, - сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.

Основная особенность БМП-2 - система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало „двойку“ от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу. Из вооружения - скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет „Конкурс“ или „Фагот“. Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся „в наследство“ от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.

Боевые машины пехоты (БМП-2)

Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы. Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.

От создателей „Тигра“

Немецкая БМП „Мардер“ - один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин. Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма „Рейншталь-Хеншель“, известная своим танком „Тигр“.

В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель „Даймлер-Бенц“ мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.

Германская боевая машина пехоты (БМП) „Мардер“

Главное оружие „Мардера“ - 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh202 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника - бронебойные подкалиберные. Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.

Германская боевая машина пехоты (БМП) „Мардер“

»Мардеры" много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет «Милан», а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны. Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену «Мардеру» разработана «Пума» - новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.

Слоеный «Брэдли»

Тяжелая БМП М2 «Брэдли» поступила на вооружение американской армии в 1981-м и сразу завоевала популярность у пехоты. В первую очередь - из-за своей беспрецедентно высокой для этого типа машин бронезащиты. Ее особенность - разнесенные между собой экраны из стали разной твердости. Такой «слоеный пирог» уверенно «держит» попадания 30-миллиметровых бронебойных снарядов. Для защиты от кумулятивных гранат РПГ может устанавливаться динамическая защита. Модернизированные машины изнутри дополнительно отделаны кевларом, который в бою защищает экипаж из трех человек и шестерых десантников от осколков брони.

При этом «Брэдли» довольно «шустрый» - благодаря мощному турбодизелю 22-тонная машина «бегает» по шоссе со скоростью 70 километров в час. Внушительный комплект вооружения включает в себя 25-миллиметровую пушку М242, 7,62-миллиметровый пулемет M240C, противотанковый ракетный комплекс TOW и шесть автоматов М231 на шаровых опорах в десантном отсеке. Таким образом, в бою БМП мгновенно превращается в ощетинившийся стволами подвижный блокпост. Комплекс TOW «отрабатывает» танки на удалении до трех километров.

Боевая машина пехоты (БМП) США M2 Bradley

Десантная группа может покинуть «Брэдли» через верхний люк или, что ценно в бою, через заднюю аппарель, прикрываясь от огня противника корпусом машины. Всего таких БМП американцы успели «наштамповать» около семи тысяч штук. Их успешно применяли в Иракской войне и других вооруженных конфликтах.

Боевая машина пехоты (БМП) США M2A2 Bradley

Английский «Воин»

Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior - настоящий рыцарь в тяжелых доспехах из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава. Комбинированная защита прикрывает экипаж и десант от крупнокалиберных пулеметных пуль и осколков. Усиленное «брюхо» выдерживает взрыв 10-килограммовой противотанковой мины, на бортах - противокумулятивные экраны. Впрочем, этот массивный обвес не мешает БМП разгоняться до 75 километров в час.

По аналогии с поздними версиями американских «Брэдли» обитаемые внутренние отсеки «Воина» обтянуты специальным материалом, удерживающим отлетающие при попаданиях осколки брони. Оружием его тоже не обделили: на нем стоят 30-миллиметровая автоматическая пушка L21A1, спаренный пулемет, 94-миллиметровый гранатомет LAW-80. БМП вмещает трех человек экипажа и семерых десантников.

Британская боевая машина пехоты (БМП) «Уорриор»

Для британской армии в общей сложности было выпущено более тысячи «Воинов», многие из них успели поучаствовать в локальных вооруженных конфликтах. Машина показала себя как исключительно неубиваемая. Известен случай, когда она выдержала попадания полутора десятков противотанковых гранат.

Французский характер

Плавающая «француженка» AMX10P - одна из самых легких БМП в мире. Разработанная в 1970-е машина сварена из листов алюминиевой брони и по компоновке схожа с «Мардером» и советской «двойкой». Листы выдерживают попадание крупнокалиберных пулеметных пуль, но от пушечных бронебойных снарядов и кумулятивных гранат, скорее всего, экипаж не спасут.

Боевая машина пехоты (БМП) Франции AMX-10P Вынесенная надбашенная установка включает в себя 20-миллиметровую автоматическую пушку М693 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Пушка за минуту выпускает 700 осколочных или бронебойных снарядов и эффективна на дальности до полутора километров. Некоторые стоящие на вооружении французской армии БМП оснащаются противотанковыми управляемыми ракетами «Милан». Для подсветки целей в ночное время установлен прожектор.

Интересно, что французы не стали прорезать бойницы в бортах, ограничившись семью перископическими смотровыми блоками. «Сердце» машины - восьмицилиндровый дизель HS-115 - мощностью не отличается и развивает всего 300 лошадиных сил. Однако его хватает, чтобы разогнать 14-тонную машину до 65 километров в час. Боевой опыт БМП АМХ10Р получили в начале 1990-х, во время войны в зоне Персидского залива. Всего их было выпущено около двух тысяч единиц.

Боевая машина пехоты (БМП) Франции AMX-10P

МОСКВА, 18 ноя - РИА Новости, Андрей Станавов. Основным средством передвижения солдат с незапамятных времен были лошади. И если Первую мировую войну они еще как-то пережили, то Вторая - с ее самолетами, танками и пушками - "списала" кавалерию окончательно. Коней в итоге оставили полицейским и почетным караулам, а солдат пересадили на бронетранспортеры и боевые машины пехоты. Преимущества вторых - высокая скорость и проходимость, способность "вплавь" преодолевать реки и действовать в условиях применения оружия массового поражения, включая ядерное. В отличие от БТР, они могут не только доставить пехоту на поле боя, но и поддержать ее мощным ракетно-пушечным огнем. РИА Новости публикует подборку самых популярных БМП армий стран мира.

Советская "двойка"

Одна из самых массовых и заслуженных боевых машин - БМП-2 - "рабочая лошадка" советских мотострелков. Конструктивно простая и неприхотливая в обслуживании плавающая БМП-2 не раз выручала свой экипаж и десант в жарких переплетах Афганской войны и других конфликтов.


Механик водитель БМП-2 во время тактических учений "Запад-2017"

В 1981-м главный конструктор БМП-2 Благонравов с группой специалистов приехал в Афганистан посмотреть, как его новая машина обкатывается в боевых условиях. В войсках его встретили с восторгом. "У нас есть новая БМП с "тридцаткой". Эта машина - что надо: душманы ее боятся и называют "шайтан-арба", - сказал один из офицеров на встрече с конструктором. Считается, что командование окончательно решило принять БМП-2 на вооружение именно после этого эпизода.


Экипаж БМП-2 во время индивидуальной гонки экипажей БМП в рамках всеармейского конкурса "Танковый биатлон-2017" в Хабаровском крае

Основная особенность БМП-2 - система стабилизации вооружения в двух плоскостях. Это выгодно отличало "двойку" от зарубежных аналогов и позволяло вести прицельный огонь на ходу. Из вооружения - скорострельная 30-миллиметровая автоматическая пушка 2А42 с двухленточным селективным питанием, спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет ПКТ и пусковая установка противотанковых управляемых ракет "Конкурс" или "Фагот".

Корпус сварен из катаных листов прочной стальной брони, обработанных термомеханическим способом. Доставшийся "в наследство" от БМП-1 шестицилиндровый дизельный мотор на трассе разгоняет 14-тонную машину до 65 километров в час.


Боевые машины пехоты (БМП-2)

Внутри умещаются семь стрелков-десантников и три члена экипажа. Система отсоса пороховых газов спасает бойцов от отравления при стрельбе из автоматов через бойницы. Для предотвращения попадания в машину радиоактивной пыли или газов предусмотрена фильтровентиляционная установка, создающая внутри избыточное давление. БМП-2 и ее многочисленные модернизированные версии до сих пор находятся на вооружении армий десятков стран мира.

От создателей "Тигра"

Немецкая БМП "Мардер" - один из наиболее удачных образцов бронетехники послевоенной Западной Европы. С конца 1960-х промышленность ФРГ изготовила для бундесвера более двух тысяч таких машин. Прочный стальной корпус из сваренных под определенными углами листов катаной брони надежно укрывает трех членов экипажа и семерых десантников от пуль и осколков. БМП разрабатывала фирма "Рейншталь-Хеншель", известная своим танком "Тигр".


В первые модификации устанавливали многотопливный турбированный дизель "Даймлер-Бенц" мощностью 600 лошадиных сил. Этого вполне хватало, чтобы разогнать гусеничную машину на шоссе до 75 километров в час. Модернизированные БМП оснащены уже 1000-сильным агрегатом.


Германская боевая машина пехоты (БМП) "Мардер"

Главное оружие "Мардера" - 20-миллиметровая автоматическая пушка Mk20DM5 Rh202 с темпом стрельбы до 1000 выстрелов в минуту. Для стрельбы по пехоте и автомобильной технике применяются осколочно-фугасные снаряды, для борьбы с БМП и БТР противника - бронебойные подкалиберные. Вторые на дальности до полутора километров уверенно пробивают под углом броню толщиной в два пальца. Для борьбы с живой силой противника имеется два 7,62-миллиметровых пулемета MG3A1: один спарен с пушкой, а второй установлен на корме.


Германская боевая машина пехоты (БМП) "Мардер"

"Мардеры" много раз модернизировали. Для повышения огневой мощи их оснащали комплексами противотанковых управляемых ракет "Милан", а для усиления защиты ставили дополнительную навесную броню и противоминные экраны. Боевое крещение БМП получила в Афганистане. На смену "Мардеру" разработана "Пума" - новая боевая машина, которая уже поступает в части бундесвера.

Слоеный "Брэдли"

Тяжелая БМП М2 "Брэдли" поступила на вооружение американской армии в 1981-м и сразу завоевала популярность у пехоты. В первую очередь - из-за своей беспрецедентно высокой для этого типа машин бронезащиты. Ее особенность - разнесенные между собой экраны из стали разной твердости. Такой "слоеный пирог" уверенно "держит" попадания 30-миллиметровых бронебойных снарядов. Для защиты от кумулятивных гранат РПГ может устанавливаться динамическая защита. Модернизированные машины изнутри дополнительно отделаны кевларом, который в бою защищает экипаж из трех человек и шестерых десантников от осколков брони.


При этом "Брэдли" довольно "шустрый" - благодаря мощному турбодизелю 22-тонная машина "бегает" по шоссе со скоростью 70 километров в час. Внушительный комплект вооружения включает в себя 25-миллиметровую пушку М242, 7,62-миллиметровый пулемет M240C, противотанковый ракетный комплекс TOW и шесть автоматов М231 на шаровых опорах в десантном отсеке. Таким образом, в бою БМП мгновенно превращается в ощетинившийся стволами подвижный блокпост. Комплекс TOW "отрабатывает" танки на удалении до трех километров.


Боевая машина пехоты (БМП) США M2 Bradley

Десантная группа может покинуть "Брэдли" через верхний люк или, что ценно в бою, через заднюю аппарель, прикрываясь от огня противника корпусом машины. Всего таких БМП американцы успели "наштамповать" около семи тысяч штук. Их успешно применяли в Иракской войне и других вооруженных конфликтах.


Боевая машина пехоты (БМП) США M2A2 Bradley

Английский "Воин"

Британская боевая машина пехоты MCV-80 Warrior - настоящий рыцарь в тяжелых доспехах из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава. Комбинированная защита прикрывает экипаж и десант от крупнокалиберных пулеметных пуль и осколков. Усиленное "брюхо" выдерживает взрыв 10-килограммовой противотанковой мины, на бортах - противокумулятивные экраны. Впрочем, этот массивный обвес не мешает БМП разгоняться до 75 километров в час.


По аналогии с поздними версиями американских "Брэдли" обитаемые внутренние отсеки "Воина" обтянуты специальным материалом, удерживающим отлетающие при попаданиях осколки брони. Оружием его тоже не обделили: на нем стоят 30-миллиметровая автоматическая пушка L21A1, спаренный пулемет, 94-миллиметровый гранатомет LAW-80. БМП вмещает трех человек экипажа и семерых десантников.


Британская боевая машина пехоты (БМП) "Уорриор"

Для британской армии в общей сложности было выпущено более тысячи "Воинов", многие из них успели поучаствовать в локальных вооруженных конфликтах. Машина показала себя как исключительно неубиваемая. Известен случай, когда она выдержала попадания полутора десятков противотанковых гранат.

Французский характер

Плавающая "француженка" AMX10P - одна из самых легких БМП в мире. Разработанная в 1970-е машина сварена из листов алюминиевой брони и по компоновке схожа с "Мардером" и советской "двойкой". Листы выдерживают попадание крупнокалиберных пулеметных пуль, но от пушечных бронебойных снарядов и кумулятивных гранат, скорее всего, экипаж не спасут.


Боевая машина пехоты (БМП) Франции AMX-10P

Вынесенная надбашенная установка включает в себя 20-миллиметровую автоматическую пушку М693 и спаренный с ней 7,62-миллиметровый пулемет. Пушка за минуту выпускает 700 осколочных или бронебойных снарядов и эффективна на дальности до полутора километров. Некоторые стоящие на вооружении французской армии БМП оснащаются противотанковыми управляемыми ракетами "Милан". Для подсветки целей в ночное время установлен прожектор.

Боевая машина пехоты (БМП) предназначена для транспортировки личного состава к месту выполнения поставленной боевой задачи, повышения его мобильности, вооружённости и защищённости на поле боя в условиях применения ядерного оружия и совместных действий с танками в бою. Какие БМП считаются лучшими в мире?

Military-today.com

БМП «Пума» германского производства впервые появилась в Бундесвере в 2010 году. В настоящее время это самая защищённая БМП, благодаря своей модульной броне. В варианте с максимальной защитой «Пума» даже превосходит основной боевой танк Т-72 и выдерживает попадание 125-мм снаряда в лобовую броню. Она также выдерживает воздействие взрывов мин мощностью до 10 кг в тротиловом эквиваленте. Вооружение «Пумы» состоит из 30-мм пушки и спаренного 5.56-мм пулемёта.

К-21


military-today.com

Производство новых южно-корейских БМП К-21 началось в 2008 году. К настоящему времени выпущено уже 900 единиц. По стоимости они в два раза дешевле американских БМП М2 «Брэдли». До сих пор в секрете держится состав брони К-21. Есть предположения, что она представляет собой слоёный пирог из стекловолокна, керамики и алюминиевого сплава. Известно, что лобовая броня выдерживает попадание 30-мм бронебойных патронов. Бортовая броня в два раза тоньше. К-21 может быть оснащена системой активной защиты, которая установлена на ОБТ Южной Кореи «Чёрная пантера». Вооружена южно-корейская машина 40-мм пушкой, 7.62-мм пулемётом и противотанковыми ракетами. Эта машина способна преодолевать водные преграды вплавь.

CV -90


military-today.com

Эта БМП была разработана в Швеции в середине 1980-х годов и поступила на вооружение шведской армии в 1993 году. Машина также экспортировалась в Данию, Финляндию, Нидерланды, Норвегию и Швейцарию. Сварная стальная броня СV-90 выдерживает попадание 30-мм бронебойных патронов в лоб и 14.5-мм - в борта и корму. Мины мощностью до 10 кг в тротиловом эквиваленте не причинят вреда этой БМП. Изначально машина была вооружена 40-мм пушкой, но на экспортном варианте поставлена пушка калибра 30 мм. Особенностью СV-90 является наличие теплопоглощающих фильтров, делающих её почти невидимой в ИК-диапазоне, используемом в приборах ночного видения.

М2 «Брэдли»


military-today.com

Среди всех перечисленных в этом обзоре машин американская БМП М2 «Брэдли» является ветераном, поскольку она находится на вооружении уже 35 лет. Лобовая броня «Брэдли» защищает от 30-мм бронебойных патронов. Вооружение M2 Bradley состоит из 25-мм пушки М242 Bushmaster, расположенной в двухместной башне, 7,62-мм пулемёта M240C, пусковой установки ПТУР TOW и 6 несъёмных 5,56-мм автоматов М231 FPW. Плавучесть у этой машины не слишком хорошая: она может преодолевать небольшие по ширине водные препятствия со скоростью 7.2 км/ч.

«Курганец-25»


military-today.com

Российская БМП «Курганец-25» является новейшей разработкой, впервые представленной широкой публике на параде в честь 70-летия Победы. До сих пор в секрете находятся важнейшие характеристики этой машины, но кое-что известно. Броня «Курганца» изготовлена из специального алюминиевого сплава. Дополнительно можно установить комплексы активной защиты. Вооружена эта новая БМП дистанционно-управляемым универсальным боевым модулем «Бумеранг-БМ», вооружённым 30-мм автоматической пушкой 2А42 с селективным боепитанием (боезапас 500 снарядов), 7,62-мм пулемётом ПКТМ (боезапас 2 000 патронов), двумя сдвоенными пусковыми установками ПТРК «Корнет». Кроме того, на этой БМП установлена компьютеризированная система управления машиной. «Курганец» является амфибией.

Как видим, у России есть новейшая БМП, но она только принята в производство. Немецкая «Пума» не может похвастать новшествами, какие есть на «Курганце», но она уже пошла в серию. Американская «Брэдли» побывала во многих военных операциях США и очень полюбилась солдатам, но к настоящему моменту явно устарела.

Одни используются исключительно для защиты, другие для атакующих действий и подавления огнем противника. Одно можно сказать точно: есть боевые машины мира, которые удивляют своей броней, скоростью и возможностями, в том числе и разрушительными. Давайте поговорим о самых интересных и известных моделях, рассмотрим их ключевые особенности, возможности в условиях боевого конфликта и многое другое. Особое внимание уделим технике для транспортировки личного состава, так как она является очень интересной.

Немного общих сведений

Как было отмечено выше, речь по большей части пойдем о технике для транспортировки пехоты, к примеру, БТР и БМП. По сути, они друг от друга практически не отличаются. Ключевое отличие БМП состоит в том, что такая техника способна поддерживать союзную пехоту на поле боя, в то время как БТР - только транспортировать ее до точки назначения. Но в настоящее время все эти машины используются с одной и той же целью. Танк «Мардер», например, является довольно известной машиной бундесвера. Техника весит порядка 33 тонн. Была принята на вооружение еще в 1970 году и до сегодняшнего дня входит в десятку лучших боевых машин пехоты. Служит для перевозки пехоты (7 человек). Экипаж БМП состоит из трех человек. Это, безусловно, достойная немецкая машина, правда, она не участвовала в боевых действиях.

Лучшие боевые машины мира: М1114

Данный родом из Америки. Увидев его на фото, сразу можно догадаться о том, что это тот самый легендарный «Хамви». Примерно к 1990 годам принято решение заменить шасси М998, которое было недостаточно эффективным в условиях военного конфликта. При этом перед разработчиками ставилась задача: улучшить скорость, противоосколочную и противоминную броню и уложиться в вес 5 тонн. Все это было достигнуто. Помимо всего прочего, добавилась внушительная огневая мощь. В частности, съемное вооружение состоит из противотанковых ракетных комплексов, дистанционно управляемых 12,7-миллиметровых пулеметов, а также легких пулеметов на крыше.

Сегодня «Хамви» является символом армии США, так как данная бронированная мобильная колесная машина используется во всех конфликтах на протяжении 30 лет. По некоторым данным, в настоящее время изготовлено порядка 200 000 различных модификаций «Хамви». Конечно, данная бронированная машина очень часто подвергалась обстрелам, ломалась, загоралась, глохла и взрывалась, но выживаемость экипажа была довольно высокой.

Universal Carrier и Sonderkraftfahrzeug 251

Первый танк родом из Британии. Он, по сути, является бронетранспортером-тягачом. Universal Carrier довольно неказистый, тем не менее с экипажем в 5 человек машина передвигалась со скоростью 50 км/час и имела достаточно хорошую проходимость. Во время Второй мировой войны использовалась практически на всех фронтах. Масса машины - 4 тонны при броне в 10 мм. С 1934 по 1960 годы было изготовлено порядка 110 000 таких машин, после чего они были сняты с производства.

Довольно известным является полугусеничный бронетранспортер с названием SdKfz 251. Это очень быстрая, вместительная и довольно защищенная машина. Скорее всего, именно поэтому она полюбилась немцам. Экипаж состоял всего из двух человек, в кузове же вмещались 10 человек десанта. Защищал личный состав бронелист толщиной 15 мм. За годы Второй мировой войны SdKfz 251 пережил довольно много модификаций. Устанавливались различные приборы наблюдения и связи, а также такое вооружение, как система реактивного залпового огня.

мира: Achzarit и БМП-1

Achzarit - тяжелая техника Израиля, которая используется исключительно в оборонительных целях. В настоящее время это самая защищенная бронемашина в своем роде. "Во лбу" находится бронелист толщиной 200 мм, который был улучшен динамической защитой и карбоновыми волокнами. Все это добавило бронетранспортеру 17 тонн веса, но значительно увеличило шансы личного состава на выживание. Achzarit идеально подходит для боевых действий в городских условиях. Это обусловлено толстыми бронелистами. Машина не боится выстрелов из гранатометов даже в упор, что уж говорить об осколочных повреждениях.

БМП - броневая имеет бронелисты толщиной 15-20 мм, что позволяет защитить личный состав от стрелкового оружия, осколков, а также мелкокалиберных снарядов. Скорость движения по шоссе составляет порядка 75 км/час, а на плаву - 7 км/час. Хотя данная машина и входит в ТОП лучших, она имеет массу недостатков. В частности, из-за попадания в топливные баки БМП превращалась в огневую ловушку; помимо этого, броня может быть пробита из По этой простой причине солдаты предпочитают ездить на броне, а не за ней.

«Леопард» 2А7 и «Абрамс»

Это единственные танки, выдержавшие 10 из 12 испытаний в моделированных танковых боях. «Леопард» - полноценный воин, который может штурмовать и защищаться в условиях города и открытой местности. Оснащается пушкой 122 мм, имеет броню "во лбу" башни 1300 мм, что делает его совершенно неуязвимым. Вес «Леопарда» составляет 67 тонн, но даже так он показывает неплохую динамику и разгоняется до 75 км/час. Данную модель можно найти даже в журнале издательского дома "ДеАгостини". Боевые машины мира, собранные в изданиях этого популярного журнала, без сомнения, заслуживают внимания. «

Абрамс» и «Леопард» повторяют друг друга. Единственное ключевое отличие заключается в том, что у «Абрамса» лобовая броня составляет 1 000 мм, что тоже довольно много.

Т-90 - один из лучших

Заслуживает внимание и танк российского производства Т-90. Он оснащается 120-миллиметровой гладкоствольной пушкой, которая может стрелять бронебойными, подкалиберными, кумулятивными, осколочно-фугасными и противотанковыми ракетами. На крыше устанавливаются 12,7-миллиметровый пулемет, способный выдавать до 900 выстрелов в минуту, который может вести огонь по воздушным целям. Также предусмотрен и 7,62-миллиметровый пулемет с дальностью стрельбы до 2 км. В целом же это отличный танк, для которого отведена отдельная коллекция. Боевые машины мира, представленные в данной статье, являются реальными. Но некоторые из них уже давно находятся в музеях, другие же активно участвуют в конфликтах по всему миру.

Вкратце о «М2 Бредли»

Данная американская боевая машина пехоты заслужила множество наград и широкое признание благодаря своей защите. Действительно, выживанию экипажа тут уделено довольно большое внимание (динамическая защита, многослойная броня 50 мм толщиной и много чего еще). Тут же есть и отличное вооружение, позволяющее личному составу вести прицельный огонь по противнику. Можно говорить о том, что на сегодняшний день это самые массовые модели. Боевые машины мира такого типа изготавливаются и сегодня. Уже выпущено порядка 7000 экземпляров.

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами самые рейтинговые и известные боевые машины. Среди них, как вы видите, есть и танки, о которых просто нельзя не упомянуть. Без сомнения, существует большое количество техники, заслуживающей внимания, но на описание всей уйдет уйма времени. В любом случае достойные модели имеются у Франции, Великобритании, Индии, России и так далее. Но наиболее часто используемые или те, которые раньше эксплуатировались, мы рассмотрели. Вся техника отличается мобильностью и обеспечивает хорошую защиту экипажа и десанта. Помимо этого, инженеры постоянно стараются улучшить вооружение, что позволяет поддерживать союзников во время боевого конфликта.

Продолжая рейтинг «10 лучших» от канала Дискавери, я бы хотел обратить внимание еще на одну забавную подборку. На этот раз во внимание экспертов попали «Armoured Personal Carriers» – общее обозначение для всех типов бронированных машин, предназначенных для транспортировки личного состава. В обзор вошли как легкие БТРы массой 5 тонн, так и тяжелые боевые машины пехоты. Несмотря на кажущуюся несуразность, это вполне логично – вся эта техника, гусеничная или колесная, вне зависимости от своих размеров, выполняет одну и ту же задачу – перевозит людей и грузы в условиях военных конфликтов, защищая их своей броней. Например, не существует строгих различий например, между БТРом или БМП. Единственное, что их отличало в теории - боевая машина пехоты способна поддержать пехоту в бою, когда как БТР только доставляет их до поля боя. С исчезновением четко обозначенной линии фронта, а именно это наблюдается во всех локальных конфликтах последней четверти ХХ века, бронетранспортер и боевая машина пехоты сейчас выполняют одни и те же функции. Современные бронемашины, вне зависимости от своей массы, часто несут одинаковое вооружение, и служат платформой для создания специализированной военной техники – от командно-штабных и санитарных машин, до самоходных гаубиц и реактивных систем залпового огня.

В отличии от спорного и противоречивого рейтинга «10 лучших танков по версии Military Channel», рейтинг «10 лучших бронемашин», на мой взгляд, весьма адекватен и вообщем-то правилен: в нем собраны действительно достойные машины. Будет нелишним добавить, что не стоит принимать подобные рейтинги всерьез – все-таки это информационно-развлекательная передача. Поэтому, уважаемые читатели, рекомендую Вам обратить внимание не столько на места в рейтинге, сколько на сами машины. Например, я сам, не являясь экспертом в области бронетехники, не подозревал о существовании многих из них. И все-таки, в данном обзоре есть серьезный вывод – обзор показывает наиболее перспективные направления развития бронетехники, правильные решения и ошибки конструкторов. Ведь если десант предпочитает передвигаться НА броне, а не ПОД броней, значит с бронетехникой действительно что-то не так.

Критериями сравнения, как всегда, станут техническое совершенство, инновационные решения при создании данного образца, технологичность и массовость производства и конечно же, главный судья - опыт боевого применения.

Ну что ж, наверное это все что я хотел добавить от себя, на этом прелюдия окончена, перейдем к рейтингу. В мире есть много достойных машин, но в десятку помещаются ровно 10.

10 место – Marder

Боевая машина пехоты бундесвера, боевая масса - 33 тонны. Год принятия на вооружение – 1970. Экипаж – 3 человека + 7 человек десанта.
Создавалась, как ответ на советскую БМП-1. В комплекс вооружения входят 20 мм автоматическая пушка Rheinmetall-202 и ПТУРС Milan. Скорость (до 75 км/ч по шоссе), отличная защищенность, немецкое качество – что еще необходимо хорошей БМП? Общую картину чуть портит отсутствие у Marder боевого опыта – за исключением эпизодического участия в операциях на территории Афганистана, эта бронемашина почти не выезжала за пределы автобанов ФРГ.
Всего немцы собрали 2700 своих чудо-БМП, в том числе самоходный ЗРК на их базе. Хорошая во всех отношениях машина. Десятое место.

9 место – M1114

Американский бронированный автомобиль. Как вы уже могли догадаться по картинкам, это легендарный «Хамви» с комплектом брони. К середине 90-х, по опыту боевого применения шасси М998 стало понятно, что армии необходим легкий бронетранспортер на его базе, имеющий противоосколочное бронирование и, самое важное, стойкую противоминную защиту. М1114 обладал всеми этими качествами, сочетая в себе подвижность, защищенность и огневую мощь при полной массе менее 5 тонн. Набор съемного вооружения для М1114 включает в себя все от легких пулеметов на крыше, до дистанционно управляемых 12,7 мм пулеметных установок, ПЗРК и противотанковых ракетных комплексов.

Отсюда следует сделать небольшой экскурс в «Хамви» (он же - шасси М998 HMMWV). Принятое на вооружение США в 1981 году как «высокомобильное многоцелевое колесное транспортное средство», «Хамви» стал одним из символов американской армии, засветившись во всех конфликтах последних 30 лет. По данным General Motors, на сегодняшний день произведено 200 000 всех вариантов «Хамви». Одно из наиболее важных свойств этого полугрозовика-полуджипа стала универсальность конструкции. Вот лишь некоторые машины на его базе:

M998 - грузовой открытый автомобиль,
M998 Avenger - вариант с зенитно-ракетным комплексом "Stinger",
M966 - бронированный джип с противотанковым комплексом TOW,
M1097 - двухместный пикап,
M997 - санитарный джип с четырёхместной кабиной,
M1026 - вариант с полностью закрытым четырёхместным кузовом и лебёдкой,
M1035 - санитарный вариант с четырёхдверной кабиной,
M1114 - легкий бронетранспортер, одна из самых массовых версий «Хамви»

Конструкторы General Motors смогли найти оптимальный баланс между грузоподъемностью, позволяющей выполнять все функции универсального армейского автомобиля, монтировать разнообразное вооружение и бронезащиту, и, в то же время, излишне не перетяжелили машину, сохранив размеры крупного джипа. «Хамви» стал эталоном в своем классе. Сейчас армейские внедорожники во всех странах мира заимствуют его технические решения, компоновку и внешний вид.

Армейская техника априори не может быть успешной на гражданском рынке в условиях свободной конкуренции. Эта аксиома всегда служит доказательством оправданности непомерных военных расходов: «Не хотите кормить свою армию – будете кормить чужую» и т.д. в этом же духе. В случае с «Хаммером» мы видим обратное – стильный армейский автомобиль, сохранив основные узлы (в том числе 6 литровый двигатель, трансмиссию, подвеску), стал успешным коммерческим проектом – в 1992 году в серию пошла его гражданская версия «Hummer H1» с минимальными косметическими изменениями, в дальнейшем развившись до культового внедорожника люкс-класса «Hummer H2» с luxury-салоном и автоматической трансмиссией.
Бронированная армейская версия «Хамви» М1114 много воевал по всему миру, часто попадал под обстрелы, горел, взрывался, застревал в грязи, но тем не менее, сохранял жизни сидящих внутри солдат. Что и требуется от настоящей армейской техники.

8 место – The Universal Carrier

Британский многоцелевой бронетранспортер-тягач - главный помощник британского солдата. Неказистая с виду машина с экипажем из 5 человек лихо передвигалась со скоростью до 50 км/ч по полям сражений Второй Мировой. The Universal Carrier воевал на всех фронтах: от Европы и Восточного Фронта до Сахары и джунглей Индонезии. В дальнейшем успел принять участие в войне на Корейском полуострове и славно закончил свою карьеру в 1960-х годах.

При массе всего 4 тонны, The Universal Carrier обладал приличной проходимостью и был защищен 10 мм броней. Вооружение линейных БТРов включало в себя 14 мм противотанковое ружье и/или 7,7 мм пулемет Bren. Помимо базовой версии, в войска поступала созданная на ее платформе, огнеметная машина «Wasp» и САУ с 40 мм орудием.

Всего за годы серийного производства с 1934 по 1960 гг. на предприятиях Великобритании, США, Австралии и Канады было произведено 113 000 этих маленьких, но таких полезных машин.

7 место - Sonderkraftfahrzeug 251

Грозная боевая машина, давившая своими колесами и гусеницами страны Европы, пески Северной Африки и ледяные просторы России.
Полугусеничный бронетранспортер SdKfz 251 в полной мере соответствовал стратегии Блицкрига – быстрая, вместительная и хорошо защищенная машина с высокой проходимостью. Экипаж – 2 человека + 10 человек десанта, скорость по шоссе 50 км/ч, колесно-гусеничный движитель, круговое бронирование толщиной до 15 мм. Как и любая немецкая техника, бронетранспортер был оснащен огромным количеством разнообразных опций и оборудованием для выполнения любых задач. Немецкий инженерный гений разошелся в полную силу, вот оцените масштаб: SdKfz 251 комплектовались разнообразными приборами наблюдения и связи, кранами и лебедками, радиостанциями всех типов и частот, штурмовыми мостиками, комплектами съемной брони и разнообразным вооружением, среди которых была даже такая экзотика, как реактивные системы залпового огня Wurframen 40 калибра 280 мм.
На платформе SdKfz 251 было создано великое множество специализированных машин: помимо базовой модели выпускались санитарные и командно-штабные машины, машины наблюдения и связи, подвижные телефонные станции, посты артиллерийских корректировщиков, самоходные зенитные установки c автоматическими 20 мм орудиями MG 151/20, огнеметные машины, подвижные огневые точки с 37 мм и 75 мм противотанковыми пушками, инженерно-саперная техника…
Среди этих конструкций были действительно уникальные образцы бронетехники, такие как Schallaufnahmepanzerwagen - шумопеленгатор для определения положения артиллерийских позиций противника вне зоны видимости или Infrarotscheinwerfer – самоходный инфракрасный прожектор для подсветки ночных прицелов танков «Пантера».
От себя могу добавить следующее: любители разоблачений и последователи творчества Владимира Резуна, скурпулезно подсчитывающие количество немецкой бронетехники, как-то всегда забывают включить в свои списки 15 000 БТРов SdKfz 251, выпущенных германской промышленностью, хотя эти бронемашины превосходили по своим возможностям многие танки того периода.
Кстати, бронетранспортер SdKfz 251 был настолько хорош, что производился в Чехословакии до 1962 года.

6 место - M1126 «Stryker»

Самый молодой рекрут армии США. Семейство колесных боевых машин «Страйкер» создавалось специально для конфликтов низкой интенсивности и «колониальных войн», когда использование тяжелой бронетехники, танков «Абрамс» или БМП «Брэдли» избыточно, а легкие боевые бригадные группы недостаточно эффективны. Боевые действия на территории Ирака и Афганистана подтвердили правильность такого решения.

Базовая версия М1126 стала первой колесной бронемашиной такого класса в американской армии. Благодаря исключительной плавности хода, БТР получил в войсках кличку «Shadow» (Тень). Особый упор при создании М1126 делался на увеличение защитных свойств машины. Стальное разнесенное бронирование дополнено навесными модулями брони типа MEXAS массой 1700 кг. Этот тип брони содержит керамический слой, соединенный при помощи клеевого соединения со слоем высокопрочных волокон кевлара. Назначение керамического слоя из оксида алюминия состоит в разрушении снаряда и распределении кинетической энергии по большей площади основания. По уровню стойкости MEXAS, при одинаковой массе со стальной броней, превосходит ее вдвое. Большое внимание было уделено противоминной защите – двойное днище машины, амортизация, дополнительное бронирование наиболее уязвимых мест – все это, по мнению американских конструкторов, должно снизить вероятность поражения экипажа бронемашины.
На БТРе установлен комплекс хай-тек вооружения, включающий в себя дистанционно управляемую установку с пулеметом.50 калибра и 40 мм автоматический гранатомет Марк-19 с боекомплектом из 448 гранат. Модуль обнаружения и целеуказания включает в себя ночной прицел и лазерный дальномер.

18 тонный бронетранспортер развивает скорость до 100 км/ч на шоссе, а колесная формула 8х8 и система понижения давления в шинах обеспечивают достаточную проходимость. Серьезный недостаток для машин такого типа –«Страйкер» не умеет плавать.
Семейство «Стайкеров», помимо бронетранспортера, включает в себя
боевую разведывательно-дозорную машину М1127, машину огневой поддержки М1128 со 105 мм пушкой, 120-мм самоходный миномет М1129, КШМ М1130, артиллерийский корректировочный пост М1131, инженерную машину М1132, бронированный медицинский эвакуатор М1133, самоходный противотанковый ракетный комплекс М1134 с ПТУР «ТОУ-2», и машину радиационной, химической и биологической разведки М1135.
«Страйкеры» с 2003 года проходят боевую службу на территории Ирака.

5 место - אכזרית‎ (Achzarit)


Тяжелый гусеничный бронетранспортер Армии Обороны Израиля. Является самым защищенной в мире бронемашиной такого класса.
200 мм броня советского танка (вы не поверите, но Achzarit – это захваченные сирийские Т-54 и Т-55 со снятыми башнями) была усилена накладными перфорированными стальными листами с карбоновыми волокнами, а сверху был установлен комплект динамической защиты. Общий вес дополнительного бронирования составил 17 тонн, что в сочетании с низким силуэтом машины это позволило обеспечить исключительно высокий уровень защиты БТР.


На пути к границе

Советский двигатель заменён более компактным 8-цилиндровым дизелем "General Motors", что позволило оборудовать коридор вдоль правого борта танка, ведущий из десантного отделения к кормовой бронедвери. При откидывании кормовой аппарели, часть крыши приподнимается гидроприводом, облегчая спешивание десанта. Кроме того, частично открытая кормовая дверь используется в качестве амбразуры.
Achzarit оснащен дистанционно управляемой пулеметной установкой OWS (Overhead Weapon Station) фирмы "Рафаэль". В качестве дополнительного вооружения используются три 7,62-мм пулемета: один - на шкворневой установке командирского люка и два - на люках сзади.
В результате 44-тонный монстр является отличным средством для боев в городских условиях, где в проеме каждого окна может оказаться гранатометчик с РПГ. Achzarit не боится огня в упор из всех средств, стоящих на вооружении боевиков Хезболлы и ХАМАС, надежно прикрывая своей броней 10 человек экипажа.
Справедливости ради стоит отметить, что самым защищенным БТРом в мире все-таки является Namer (масса более 50 тонн) на шасси танка «Меркава», вот только Namer"ов было выпущено символическое количество – 60 штук., в отличии от Achzarit, в которые было переоборудовано 500 танков Т-54/55.

4 место – БМП-1

Броневая машина пехоты (именно так, по мнению американских экспертов) заметно усилила наступательную мощь мотострелковых подразделений. Гениальная концепция БМП-1 состояла в повышения мобильности и защищенности пехоты, действующей совместно с танками. Мировой общественности машина была продемонстрирована во время парада на Красной площади в 1967 г.
Корпус БМП-1 был сварен из бронелистов толщиной 15…20 мм, по расчетам этого было достаточно для обеспечения круговой защиты от пуль, выпущенных из ручного стрелкового , а на курсовых углах обеспечивалась защита даже от снарядов мелкокалиберных пушек.
13-тонная боевая машина развивала до 65 км/ч на шоссе и до 7 км/ч на плаву (для увеличения плавучести даже опорные катки гусениц были выполнены полыми). Внутри помещались 3 человека экипажа и 8 десантников. Комплекс вооружений состоял из 73 мм гладкоствольного гранатомета 2А28 «Гром», пулемета ПКТ и противотанкового ракетного комплекса 9М14М «Малютка». Для сидящих внутри десантников были оборудованы отдельные амбразуры. Все это, по идее, превращало БМП-1 в универсальную машину нового поколения.

Увы, все оказалось сложнее. Американцы строго раскритиковали решения советских конструкторов, особенно досталось конструкции задних дверей десантного отделения (действительно, весьма сомнительной) : «Наверное это толстая броня, надежно защищающая экипаж машины? Нет! Это топливные баки!» При поражении машины такая компоновка превращала БМП в огненную ловушку.
По результатам боев на Ближнем Востоке и Афганистане быстро выяснилось, что конструкторы зря сэкономили на броне – БМП уверенно поражалась пулеметом ДШК. Низкая защита от мин, стрелкового оружия и гранатометов привела к тому, что солдаты предпочитают передвигаться сидя на броне, не отваживаясь спуститься в боевое отделение машины. Недостатки вооружения тоже дали о себе знать – в горной местности «Гром» оказывался бесполезен ввиду малого угла возвышения.


Те самые баки в кормовых люках

Советские конструкторы предприняли попытку исправить ошибки в машине следующего поколения. Новая БМП-2 получила автоматическую 30 мм пушку с углом возвышения 85 градусов. Следующая модель, БМП-3, несмотря на громкие призывы военных увеличить защищенность, явилась апофеозом несуразности: обладая почти танковым вооружением, она по-прежнему имеет «картонную» броню.
И все-таки стоит отдать должное советским конструкторам. Боевая машина пехоты стала принципиально новым классом бронетехники. Несмотря на свою инновационность, БМП-1 прошла не один десяток военных конфликтов по всему миру. Кроме того она была дешевая и массовая: всего было выпущено 20 000 машин этого типа.

3 место – MCV-80 «Уорриор»

Британская боевая машина пехоты. В ее имени есть нечто большее, чем просто «Воин». Боевая масса - 25 тонн. Скорость по шоссе – 75 км/ч. Броневой корпус MCV-80 сварен из катаных листов алюминиево-магний-цинкового сплава и защищает от 14,5-мм пуль и от осколков 155-мм осколочно-фугасных снарядов, а днище - от 9 кг противотанковых мин. Борта и ходовая часть прикрыты резиновыми противокумулятивными экранами. Бронекорпус «Воина» имеет внутренний подбой, защищающий экипаж от осколков брони, также являющийся звукоизоляцией. Пространство между спинками сидений десанта и бортами корпуса используется для укладки ЗИП и имущества пехотинцев, что создает дополнительную защиту десантного отделения. Снаружи броня усилена динамической защитой. Вооружение: 30 мм автоматическая пушка L21A1 «Rarden», спаренный пулемет, 94-мм гранатомет LAW-80. Экипаж машины – 3 человека. Десант – 7 человек.

Британское командование возлагало большие надежды на свою перспективную БМП. И «Воин» не подвел своих создателей – из 300 машин, принимавших участие в «Буре в пустыне» ни одна не была потеряна в бою. Примечателен случай, произошедший в Эль-Амаре (Ирак) 1 мая 2004 года: в патрульный «Уорриор» попало 14 гранат из РПГ. Тяжело поврежденная машина сумела отбиться и своим ходом вышла из-под огня, сохранив жизни бойцам, находящимся внутри ее (весь экипаж был обожжен и получил ранения). Командир БМП Джонсон Гедеон Бихарри был награжден Крестом Виктории.

В 2011 правительство Великобритании выделило 1,6 млрд. фунтов на модернизацию MCV-80 по программе WCSP. В частности, сообщается, что БМП получит новый комплекс вооружения с 40 мм автоматическим орудием.
Вот такая MCV-80 “Уорриор» - машина, которой доверяют солдаты.

2 место – М2 «Брэдли»

Американская боевая машина пехоты. Боевая масса – 30 тонн. Скорость – 65 км/ч по шоссе, 7 км/ч на плаву. Экипаж – 3 человека. Десант – 6 человек.
Многослойная броня из стали и алюминия толщиной 50 мм обеспечивает круговую защиту от снарядов мелкокалиберной артиллерии. Система навесной динамической защиты служит надежной преградой для реактивных гранат РПГ. Корпус имеет кевларовый подбой с внутренней стороны, препятствующий образованию осколков. На последних модификациях на бортах дополнительно монтируются 30 мм стальные экраны.
Вооружение: 25 мм автоматическая пушка М242 «Бушмастер» с компьтеризированной системой управления огнем, ПТУР «TOW» и 6 пулеметов M231 FPW. В состав оборудования бронемашины входят такие излишества, как тактическая навигационная система TACNAV, лазерный дальномер ELRF, инфракрасная система пассивной защиты от ПТУР и подогреватель пищевых пайков MRE (Meal, Ready-to-Eat).
На момент своего появления, в 1981 году, американские военные сомневались в боевых качествах новой БМП. Но в 1991 во время «Бури в пустыне» все сомнения рассеялись: «Брэдли», используя снаряды с сердечниками из обедненного урана, уничтожили больше иракских танков, чем основные боевые танки М1 «Абрамс». И только 1 БМП была потеряна от огня противника.
Заслуженная боевая машина стала одной из самых массовых БМП в мире – всего выпущено 7000 М2 «Брэдли». На ее базе также выпускаются: боевая разведывательная машина М3, самоходный ЗРК М6 и пусковая установка для РСЗО и тактических ракет M270 MLRS.

1 место – М113


M113 Литовских ВС на параде в Каунасе

Плавающая гусеничная машина массой 11 тонн. Круговая защита обеспечивается 40 мм алюминиевой броней. Отличная вместимость – 2 члена экипажа и 11 десантников. Стандарное вооружение – крупнокалиберный пулемет М2. Быстрая (скорость по шоссе – до 64 км/ч), проходимая и простая в обслуживании машина стала самым знаменитым в мире бронетранспортером. 85000 М113 всех модификаций стояли на вооружении 50 стран мира. М113 прошел все конфликты от Вьетнамской войны, до Вторжения в Ирак -2003 и по состоянию на сегодняшний день, все еще производится и является основным бронетранспортером армии США.
Помимо бронетранспортера, М113 существовала в виде командно-штабной машины, самоходного 107 мм миномета, зенитной самоходной установки (вооружались всем, от шестиствольно «Вулкана» до ЗРК «Чэппэрэл»), ремонтно-эвакуационной, санитарной машины, истребителя танков с ПТУР «TOW», машины радиационной и химической разведки и пусковой установки РСЗО.